Основы безопасности жизнедеятельности

Наркомания это опасность

01.03.2021
33ГОРОДСКАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА г. Минск, ул. Сурганова д. 45, корп. 4, НАРКОМАНИЯ - ОПАСНОСТЬ! Слово " наркомания" состоит из двух корней "Narke" - оцепенение, онемение; "mania" - безумие, сумасшествие, болезненное пристрастие. Можно сказать, что наркомания - это добровольное сумасшествие. Наркомания - это заболевание, характеризующееся злоупотреблением наркотическими веществами и болезненным пристрастием к ним. В результате образуется стойкая психическая и физическая зависимость от наркотика с развитием синдрома отмены при прекращении его приема. При данном заболевании возникает состояние, изменяющее психику и поведение наркомана. Если наркомания возникает в результате злоупотребления лекарственными или иными средствами, занесенными в список наркотиков, то болезнь, связанная со злоупотреблением лекарственными или иными веществами (ацетон, бензин, клеи растворители, нитрокраски и другие), не отнесенными к наркотикам, называется токсикоманией. С точки зрения юридической и социальной, больные наркоманией и токсикоманией являются разным контингентом. В тоже время с позиции медицины - это одна группа больных, требующая единого терапевтического и реабилитационного подхода. Особенно угрожающие масштабы приобретает наркомания среди молодежи. За счет этого наше общество теряет значительную часть потенциально наиболее активных - с точки зрения социального строительства, воспроизводства населения Беларуси и развития свободной гармоничной личности граждан. Рост наркомании резко обостряет проблему СПИДа. Число зарегистрированных в Беларуси ВИЧ-инфицированных ежегодно удваивается. Среди них 80% - наркоманы. Есть также прямая связь роста наркомании и быстрого расползания по стране разных видов гепатитов, в том числе В и С - самых тяжелых и практически неизлечимых форм этой болезни. Средний возраст больных наркоманией 20-22 года. По последним экспертным оценкам, каждый наркоман вовлекает в употребление наркотиков 13-15 человек. Информация Минздрава показывает, что средний возраст приобщения к наркотикам составляет 13-17 лет, но участились случаи первичного употребления наркотиков детьми 9-13 лет. Наркомания обуславливает духовную и физическую деградацию Беларуси, губит интеллект нации. Наркотики приносят вред прежде всего здоровью наркомана. Наркомания ведет к крайнему истощению организма, значительной потере массы тела и упадку физических сил. Отравление организма становится причиной отравления внутренних органов, особенно печени и почек. У наркомана пропадают не только социальные рефлексы, но и инстинкт самосохранения и моральная восприимчивость. Появляется полное безразличие к другим людям и окружению, умственное отупение и снижение интеллекта. Человек становится примитивно эгоистичен. Единственный стимул деятельности, к сожалению, все менее координируемой - стремление к одурманиванию и страх перед «ломкой». Отсутствие наркотика ведет к раздражительности и нервозности, появляется сильное беспокойство, и нередко мысли о самоубийстве. Человек уже не в состоянии чем либо заниматься. Наркоман теряет остатки человеческого достоинства и соглашается на любое унижение, на любую мерзость, чтобы добыть очередную дозу. В результате длительного употребления наркотика наркоман теряет некоторые высшие чувства и нравственную сдержанность. Появляются наглость и нечестность, угасают жизненные цели, интересы и надежды и даже некоторые естественные влечения. Большинство самых опасных болезней передается через кровь, а наркоманы, которые употребляют наркотики внутривенно, постоянно сталкиваются с кровью. Почти все наркоманы колются в группах или сообществах по 4-8 человек. Очевидно, что вероятность не заразиться болезнью соседа практически равна нулю. Здесь можно заразиться всем, чем угодно, включая СПИД. Однако болезнь можно получить, даже если наркоман колется или нюхает один. Это связано с героином и кокаином: дельцы, получая товар, как правило, подмешивают в него стиральный порошок или сахарную пудру. Вообще, чистого наркотика не бывает: всегда есть доля примесей, и это опасно для наркомана, ведь если он покупал товар у одного продавца, и вдруг купил у другого и у него наркотик более очищенный, то есть вероятность передозировки, которая может привести к летальному исходу или, что еще хуже, к «овощеванию». Кора головного мозга отмирает через 7 минут! Конечно, не вся кора отмирает сразу, это медленный процесс, поэтому многие остаются жить. Но те, кто выживают, уже неполноценные люди. Есть такие, которые уже не могут двигаться, реагировать, мыслить. Их мозг может управлять только физиологическими процессами: они будут есть, если их накормят, они не умеют пользоваться предметами, не умеют говорить и существуют они, как «овощ»: пищу таким вводят через трубки, нередко и дышат они тоже с помощью аппарата. Убить их никто не вправе, а сами они это сделать не могут, и такое существование может длиться годами... Лечение наркомании – одна из сложнейших задач, и все зависит от самого больного, от его твердого желания и намерения полного отказа от употребления в дальнейшем любых психоактивных и наркотических веществ. Только в этом случае может быть выработана стойкая пожизненная ремиссия. В борьбе с наркоманией среди молодежи наиболее эффективными мерами являются профилактические. Многое зависит от родителей, педагогов, медицинских работников. Необходимо у молодых людей стимулировать самостоятельность и независимость, укреплять уверенность в себе. Учить активному культурному отдыху, умению противостоять негативным соблазнам, справляться с неудачами, приобщать к занятиям физкультурой и спортом. Долг взрослых – уберечь молодежь от наркотической чумы и направить её энергию на созидание. Врач – валеолог Г.С. Захарова Телефон доверия наркологической помощи – 209-09-09

33ГОРОДСКАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ
ПОЛИКЛИНИКА

г. Минск, ул. Сурганова д. 45, корп. 4,

  •  
 

НАРКОМАНИЯ - ОПАСНОСТЬ!

Слово " наркомания" состоит из двух корней "Narke" - оцепенение, онемение; "mania" - безумие, сумасшествие, болезненное пристрастие. Можно сказать, что наркомания - это добровольное сумасшествие.

Наркомания - это заболевание, характеризующееся злоупотреблением наркотическими веществами и болезненным пристрастием к ним. В результате образуется стойкая психическая и физическая зависимость от наркотика с развитием синдрома отмены при прекращении его приема. При данном заболевании возникает состояние, изменяющее психику и поведение наркомана.

Если наркомания возникает в результате злоупотребления лекарственными или иными средствами, занесенными в список наркотиков, то болезнь, связанная со злоупотреблением лекарственными или иными веществами (ацетон, бензин, клеи растворители, нитрокраски и другие), не отнесенными к наркотикам, называется токсикоманией.

С точки зрения юридической и социальной, больные наркоманией и токсикоманией являются разным контингентом. В тоже время с позиции медицины - это одна группа больных, требующая единого терапевтического и реабилитационного подхода.

Особенно угрожающие масштабы приобретает наркомания среди молодежи. За счет этого наше общество теряет значительную часть потенциально наиболее активных - с точки зрения социального строительства, воспроизводства населения Беларуси и развития свободной гармоничной личности граждан.

Рост наркомании резко обостряет проблему СПИДа. Число зарегистрированных в Беларуси ВИЧ-инфицированных ежегодно удваивается. Среди них 80% - наркоманы. Есть также прямая связь роста наркомании и быстрого расползания по стране разных видов гепатитов, в том числе В и С - самых тяжелых и практически неизлечимых форм этой болезни.

Средний возраст больных наркоманией 20-22 года. По последним экспертным оценкам, каждый наркоман вовлекает в употребление наркотиков 13-15 человек. Информация Минздрава показывает, что средний возраст приобщения к наркотикам составляет 13-17 лет, но участились случаи первичного употребления наркотиков детьми 9-13 лет. Наркомания обуславливает духовную и физическую деградацию Беларуси, губит интеллект нации.

Наркотики приносят вред прежде всего здоровью наркомана. Наркомания ведет к крайнему истощению организма, значительной потере массы тела и упадку физических сил. Отравление организма становится причиной отравления внутренних органов, особенно печени и почек. У наркомана пропадают не только социальные рефлексы, но и инстинкт самосохранения и моральная восприимчивость. Появляется полное безразличие к другим людям и окружению, умственное отупение и снижение интеллекта. Человек становится примитивно эгоистичен. Единственный стимул деятельности, к сожалению, все менее координируемой - стремление к одурманиванию и страх перед «ломкой». Отсутствие наркотика ведет к раздражительности и нервозности, появляется сильное беспокойство, и нередко мысли о самоубийстве. Человек уже не в состоянии чем либо заниматься. Наркоман теряет остатки человеческого достоинства и соглашается на любое унижение, на любую мерзость, чтобы добыть очередную дозу. В результате длительного употребления наркотика наркоман теряет некоторые высшие чувства и нравственную сдержанность. Появляются наглость и нечестность, угасают жизненные цели, интересы и надежды и даже некоторые естественные влечения.

Большинство самых опасных болезней передается через кровь, а наркоманы, которые употребляют наркотики внутривенно, постоянно сталкиваются с кровью. Почти все наркоманы колются в группах или сообществах по 4-8 человек. Очевидно, что вероятность не заразиться болезнью соседа практически равна нулю. Здесь можно заразиться всем, чем угодно, включая СПИД. Однако болезнь можно получить, даже если наркоман колется или нюхает один. Это связано с героином и кокаином: дельцы, получая товар, как правило, подмешивают в него стиральный порошок или сахарную пудру. Вообще, чистого наркотика не бывает: всегда есть доля примесей, и это опасно для наркомана, ведь если он покупал товар у одного продавца, и вдруг купил у другого и у него наркотик более очищенный, то есть вероятность передозировки, которая может привести к летальному исходу или, что еще хуже, к «овощеванию». Кора головного мозга отмирает через 7 минут! Конечно, не вся кора отмирает сразу, это медленный процесс, поэтому многие остаются жить. Но те, кто выживают, уже неполноценные люди. Есть такие, которые уже не могут двигаться, реагировать, мыслить. Их мозг может управлять только физиологическими процессами: они будут есть, если их накормят, они не умеют пользоваться предметами, не умеют говорить и существуют они, как «овощ»: пищу таким вводят через трубки, нередко и дышат они тоже с помощью аппарата. Убить их никто не вправе, а сами они это сделать не могут, и такое существование может длиться годами...

Лечение наркомании – одна из сложнейших задач, и все зависит от самого больного, от его твердого желания и намерения полного отказа от употребления в дальнейшем любых психоактивных и наркотических веществ. Только в этом случае может быть выработана стойкая пожизненная ремиссия.

В борьбе с наркоманией среди молодежи наиболее эффективными мерами являются профилактические. Многое зависит от родителей, педагогов, медицинских работников. Необходимо у молодых людей стимулировать самостоятельность и независимость, укреплять уверенность в себе. Учить активному культурному отдыху, умению противостоять негативным соблазнам, справляться с неудачами, приобщать к занятиям физкультурой и спортом.

Долг взрослых – уберечь молодежь от наркотической чумы и направить её энергию на созидание.

 

Врач – валеолог Г.С. Захарова

 

Телефон доверия наркологической помощи –

209-09-09

Наркозависимость

01.03.2021
  • Наркозависимость

     

    Наркозависимостью называется такое состояние, при котором организм человека адаптируется к определенным химическим веществам. В результате развивается физическая и психическая зависимость, то есть эти вещества становятся необходимыми для многих метаболических процессов в организме. В случае прекращения поступления того или иного вещества развивается абстинентный синдром, то есть синдром отмены.

    Симптомы болезни

    Клинические симптомы наркозависимости определяются видом того или иного химического вещества, которые употребляется как наркотик. Основными проявлениями наркотической зависимости являются:

    • Спутанное сознание
    • Делирий – происходящее воспринимается в ярких красках
    • Галляцинации – зрительные, слуховые, тактильные
    • Приподнятое настроение
    • Появляется говорливость
    • Резко завышается самооценка, в том числе с развитием бреда величия
    • Появляются чувство страха и внутренней тревоги.

    Некоторые ученые отмечают, что постоянное употребление некоторых наркотических средств способно привести к развитию шизофрении, особенно у лиц с отягощенной наследственностью. 

    Синдром отмены, который развивается при прекращении поступления химического вещества в организм, может проявляться в виде двух основных форм:

    • Соматоневрологической
    • Нервно-психической. 
    Причины болезни

    Причины развития наркозависимости заключаются в регулярном употреблении наркотиков. Согласно данным международной наркологической организации, в список наркотических веществ относятся следующие:

    • Наркотические вещества, запрещенные в медицинской практике. Это героин, лизергиновая кислота, каннабис и другие
    • Наркотические растения, которые запрещено использовать в медицинской практике – мак, конопля, марихуана, анаша, гашиш
    • Наркотические препараты, которые используются в медицинской практике – кодеин, кокаин, морфин, омнопон, сомбревин, промедол и т.д.

    Как правило, развитие наркозависимости происходит по следующему пути:

    • Подросток начинает принимать наркотик под влиянием определенного наркоавторитета
    • Необоснованное назначение врачом наркосодержащих лекарственных препаратов
    • Самолечение психотропными препаратами. 
    Диагностика

    Диагностический поиск при наркозависимости включает в себя проведение следующих исследований:

    • Ультразвуковое исследование внутренних органов
    • Рентгенологическое исследование
    • Биохимическое исследование крови, в том числе с определением наркотического вещества.

    Таким образом, диагностический поиск при наркозависимости преследует две основные цели:

    • Определение состояния внутренних органов
    • Выяснение вида химического вещества, которое вызвало развитие психической и наркотической зависимости. 
    Осложнения

    В случае, когда отсутствует специализированное лечение наркозависимости, развиваются тяжелые осложнения, которые затем плохо поддаются терапии. Основными осложнениями являются:

    • Социальная деградация личности
    • Психические отклонения, в том числе дебют шизофрении
    • Полиорганная недостаточность со смертельным исходом
    • Нарушения во всех внутренних органах с развитием их недостаточности. 
    Лечение болезни

    Лечение наркозависимости проводится психиатром. Эта терапия является длительной и комплексной. Помимо этого необходимо желание самого пациента избавиться от этого заболевания.

    Лечение наркозависимости проводится по следующим направлениям:

    • Психотерапия, в том числе с применением методик гипноза
    • Прием некоторых лекарственных веществ, которые вызывают отвращение к наркотику. В результате приема препарата появляется тошнота, рвота, учащенное сердцебиение, страх смерти и т.д. Именно это заставляет наркомана отказаться от наркотиков
    • Параллельно проводится терапия, направленная на улучшение метаболических процессов в организме. 
  • Группа риска

    В группе риска находятся следующие категории лиц:

    • Подростки из социально неблагополучных семей
    • Люди в тяжелой жизненной ситуации, которые находятся под влиянием наркоманов
    • Лица, проявляющие повышенный интерес к наркотикам, и т.д. 
    Профилактика

    Профилактические мероприятия в отношении предупреждения наркомании заключаются в следующем:

    • Создание доверительной обстановке в семье
    • Хороший психологический климат
    • Рациональное назначение врачом лекарственных препаратов с наркотическим действием
    • Отказ от самолечения препаратами, которые оказывают влияние на психоэмоциональную сферу
    • Регулярное посещение психиатра, если человек находится в группе повышенного риска. 
    Диета и образ жизни

    Образ жизни при наркомании требует кардинальной смены. Это заключается в следующих мероприятиях:

    • Смена ближайшего окружения, которое пропагандирует приверженность к наркотикам
    • Нормализация психологического климата
    • Отказ от курения и спиртсодержащих напитков. 
    СПИСОК ЗАБОЛЕВАНИЙ
  • Симптомы
    • страх
    • спутанное сознание
    • бред, галлюцинации
    • колебания настроения
  • Диагностические процедуры
     
    Исследование уровня психоактивных веществ в моче
    Определение наличия психоактивных веществ в слюне
    Лечение зависимостей
    Исследование уровня психоактивных веществ в крови
    Исследование уровня алкогольдегидрогеназы в крови
    Консультация, первичный прием нарколога

ПРОФИЛАКТИКА ИГРОВОЙ И КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Виртуальный мир компьютерных игр, в которые играют дети, зачастую жесток и беспощаден, настроен враждебно к виртуальному герою. Сам же герой противостоит этому миру, имея для этого всё необходимое: силу, ум, знания, оружие, средства защиты и т.д. Ему приходится «убивать» компьютерных «врагов», а те, в свою очередь, пытаются «убить» его. Ребёнок или подросток, находясь, длительное время в такой среде, переносит законы игры в реальный мир: начинает чувствовать себя неуязвимым, считает, что большинство людей враждебно настроены, и мир в целом является более опасным, чем есть на самом деле. Такие игры для большинства детей и подростков служат поводом к неосознаваемому изменению своего отношения к миру, обществу, к себе самому, что в конечном итоге приводит к усилению дезадаптации, повышению уровня тревожности. В результате бесконтрольного времяпровождения у компьютера дети становятся излишне раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально неустойчивыми.

По результатам исследований специалистов американской Академии детских врачей, и досуг перед монитором изменяет мышление и восприятие детей, ведет к утрате способности к внутренней речи. Быстрая смена картинок является причиной того, что для маленьких компьютерных игроманов реальная жизнь как будто замедляется: они начинают скучать на уроках. Другая опасность чрезмерного погружения в виртуальный мир – потеря способности различать вымысел и реальность. В некоторых случаях это может привести к психическим расстройствам.

Родителям следует также уделять внимание тому, сколько времени ребенок тратит на просмотр телевизора. Просмотр телевизионных программ детям до двух лет не рекомендуется. Быстрая смена кадров на экране отрицательно воздействует на развитие мозга, который в этот период как раз учиться создавать образы. Телевизор весьма опасен: он лишает детей возможности избирательно направлять свое восприятие и память. Специалисты-психологи также связывают замеченный в последнее время рост речевых расстройств у детей с тем, что юные зрители проводят перед экраном гораздо больше времени, чем это допустимо.

Возникновение компьютерной и игровой зависимости характеризуется следующими стадиями:

  • Увлечённость на стадии освоения.
    Она свойственна ребёнку в первый месяц после приобретения компьютера. Это необычно, забавно и чрезвычайно интересно. В этот период долгое сидение за компьютером не превышает одного месяца, а затем интерес идёт на убыль. Может произойти нормализация режима, при котором возникают паузы, когда ребёнок переключается на что-то более для него интересное. Но если выхода из данной стадии не происходит, то возможен переход во вторую стадию.
  • Состояние возможной зависимости.
    Сильная погружённость в игру, пребывание за компьютером более 3 часов в день, снижение уровня учебной мотивации, падение успеваемости, повышенный эмоциональный тонус во время игры, негативное реагирование на любые препятствия, мешающие игре. В общении любимой темой становиться обсуждение компьютерной игры, происходит сужение круга общения, иногда нарушение сна и прочее.
  • Выраженная зависимость.
    Ребёнок не контролирует себя, становиться эмоционально неустойчивым, в случае необходимости прервать игру начинает сильно нервничать, реагирует эмоционально или никак. В случае насильственного вмешательства в процесс игры, подросток может уйти из дома, много времени проводить в игровых клубах или у друзей. Неряшливость в одежде, безразличие ко всему, что не касается его увлечения, пропуски уроков, снижение успеваемости. Также становятся характерными тревожность и возбудимость, рассеянность, рассредоточенность внимания вне игровой деятельности. Очень сильно заметно угасание интереса к общению, происходит полная замена друзей компьютером.

Если ребёнок не получает квалифицированной помощи на данной стадии, есть опасность перейти в 4-ю стадию.

  • Клиническая зависимость.
    Пребывание за компьютером до 16-18 часов в сутки. Периодическое расстройство желудка (без каких-либо диагностируемых диагнозов). Вероятнее всего, что молодой организм, таким образом, проявляет защитные реакции – боли и проблемы с желудочно-кишечным трактом. Наблюдаются серьёзные отклонения от нормы в поведении, реакциях, неадекватная эмоциональность либо заторможенность. Наличие импульсивности в поведении, истеричность, резкая смена эмоций в их крайнем проявлении. Отсутствие эмоционального и поведенческого самоконтроля.

Подросток начинает слышать голоса, команды, взгляд отсутствующий, пустой, потухший, потеря аппетита и интереса к жизни.
Наступают необратимые изменения в мозге подростка. Нередко необходима изоляция и лечение, как при шизофрении. На данной стадии подростку необходима помощь квалифицированного психиатра, а психолог может выполнять только функцию диспетчера.

В процессе формирования компьютерной и игровой зависимости у детей четко просматривается причинно-следственная связь между недостатками в воспитании и наличием зависимости. Авторитарный стиль в воспитании, эмоциональный дефицит, педагогическая запущенность, отсутствие нравственных аспектов в воспитании, бездуховная атмосфера внутри семьи, разобщенность между родителями, а также так называемые телевизионные семьи – всё это приводит к уязвимости в развитии эмоциональной саморегуляции, низкой способности к быстрому восстановлению сил, неспособности контролировать свои чувства, лености, безответственности, социальной дезадаптации. Наличие таких результатов в воспитании детей должна насторожить родителей, т.к. в них кроется предрасположенность к различным проблемам, в том числе и к компьютерной зависимости.
Здоровое отношение к компьютеру возникает тогда, когда родители относятся к нему не как к демону и не как к средству спасения от трудностей воспитания, а всего лишь как к одному из бытовых приборов.
Компьютерная игра должна:

1. Развивать.
2. Не содержать бранных слов и выражений.
3. Не формировать циничного отношения к действительности.
4. Не содержать агрессивной информации.
5. Не вызывать привыкания к боли, драматическим ситуациям.
6. Не учить противозаконным поступкам.
7. Не уродовать внешний облик человека.
8. Не содержать сексуальной тематики.

Цензуре родители должны подвергать и фильмы, которые смотрят их дети. Самый оптимальный вариант, когда родители оставляют мало времени своему ребёнку на игру в компьютерные игры, т.к. он занимается в спортивной секции, музыкальной школе, кружке и т.д.

Некоторые правила техники безопасности для родителей:

  • Для детей 7-12 лет компьютерная норма составляет 30 минут в день, не чаще чем 1 раз в два дня.
  • Для подростков 12-14 лет – можно проводить у компьютера 1 час в день.
  • От 14 до 17 лет максимальное время, проводимое ребёнком за компьютером –1,5 часа в день.
  • Взрослым нежелательно работать за компьютером более 3 часов в день.
  • Необходимо иметь выходной день один раз в неделю, когда за компьютер не садишься вообще.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ РАЗВИТИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ДЕТЕЙ

Часто причиной возникновения компьютерной зависимости у детей и подростков становятся неуверенность в себе и отсутствие возможности самовыражения. В таких случаях родители должны поддержать ребенка и помочь ему разобраться с возникшими проблемами.
Абсолютно неправильно критиковать ребенка, проводящего слишком много времени за компьютером. Это может только углубить проблему и отдалить ребенка от родителей.

Если ребенок страдает игровой завистью, нужно постараться понять его и в какой-то мере разделить его интерес к компьютерным играм. Это не только сблизит ребенка с родителями, но и увеличит его доверие к ним, а значит, ребенок с большей уверенностью будет следовать советам родителей и с большим доверием делиться с ними своими проблемами. Критика воспринимается ребенком, как отказ родителей понять его интересы и потому вызывает замкнутость и в некоторых случаях агрессию.
Основной мерой предотвращения возникновения зависимости любого типа у детей является правильное воспитание ребенка. При этом важно не ограничивать детей в их действиях (например, запрещать те или иные игры), а объяснять, почему то или иное занятие или увлечение для него не желательно.

Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии. В то же время, если ребенок все же встретился с такой информацией нужно в доступной форме объяснить ему, почему такая информация для него опасна и почему он не должен стремиться узнать ее. Категорический запрет того или иного вида информации безо всяких объяснений только увеличит интерес ребенка к этой информации, а существование запрета сделает невозможным обсуждение проблемы между родителями и ребенком.
Дети и подростки нуждаются в самовыражении. За неимением других средств выражения своих мыслей и энергии они обращаются к компьютеру и компьютерным играм, которые создают иллюзию реальности безграничных возможностей, лишенной ответственности. Такая иллюзия оказывает разрушительное действие на психику.

Что делать, чтобы ребёнок не стал зависимым от компьютера?

  1. Родители должны познакомить своего ребёнка с временными нормами.
  2. Родителям необходимо контролировать разнообразную занятость ребёнка (кружки, секции, широкие интересы).
  3. Необходимо приобщать ребёнка к домашним обязанностям.
  4. Прививать ребёнку семейное чтение.
  5. Необходимо ежедневно общаться с ребёнком, быть в курсе возникающих у него проблем и конфликтов.
  6. Родители могут контролировать круг общения ребёнка. Обязательно приглашать в гости друзей сына или дочери.
  7. Родители должны знать место, где ребёнок проводит свое свободное время.
  8. Учите своего ребёнка правилам общения, расширяйте кругозор ребёнка.
  9. Необходимо научить своего ребёнка способам снятия эмоционального напряжения, выхода из стрессовых ситуаций.
  10. Регулярно осуществлять цензуру компьютерных игр и программ.
  11. Можно приобщить ребёнка к настольным играм, научить его к играм своего детства.
  12. Не позволяйте ребёнку бесконтрольно выходить в интернет. Установите запрет на вхождение в компьютер.
  13. Обсуждайте с ребёнком отрицательные явления жизни, вырабатывайте устойчивое отношение к злу, активное противостояние тому, что несёт в себе энергию разрушения, уничтожения, деградации личности.
  14. Помните о том, что родители для ребёнка являются образцом для подражания. Поэтому сами родители не должны нарушать правила, которые установили для ребёнка (с учётом своих норм естественно).
  15. Проанализируйте сами себя. Не являетесь ли вы сами зависимыми от табака, алкоголя, телевизора? Лучший рецепт профилактики зависимости у вашего ребёнка – ваше освобождение от своей зависимости.

ПРОФИЛАКТИКА ИГРОВОЙ И КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

С развитием компьютерных технологий и расширением рынка игрового программного обеспечения значительно увеличилось количество детей, увлекающихся компьютерными играми.

Виртуальный мир компьютерных игр, в которые играют дети, зачастую жесток и беспощаден, настроен враждебно к виртуальному герою. Сам же герой противостоит этому миру, имея для этого всё необходимое: силу, ум, знания, оружие, средства защиты и т.д. Ему приходится «убивать» компьютерных «врагов», а те, в свою очередь, пытаются «убить» его. Ребёнок или подросток, находясь, длительное время в такой среде, переносит законы игры в реальный мир: начинает чувствовать себя неуязвимым, считает, что большинство людей враждебно настроены, и мир в целом является более опасным, чем есть на самом деле. Такие игры для большинства детей и подростков служат поводом к неосознаваемому изменению своего отношения к миру, обществу, к себе самому, что в конечном итоге приводит к усилению дезадаптации, повышению уровня тревожности. В результате бесконтрольного времяпровождения у компьютера дети становятся излишне раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально неустойчивыми.

По результатам исследований специалистов американской Академии детских врачей, и досуг перед монитором изменяет мышление и восприятие детей, ведет к утрате способности к внутренней речи. Быстрая смена картинок является причиной того, что для маленьких компьютерных игроманов реальная жизнь как будто замедляется: они начинают скучать на уроках. Другая опасность чрезмерного погружения в виртуальный мир – потеря способности различать вымысел и реальность. В некоторых случаях это может привести к психическим расстройствам.

Родителям следует также уделять внимание тому, сколько времени ребенок тратит на просмотр телевизора. Просмотр телевизионных программ детям до двух лет не рекомендуется. Быстрая смена кадров на экране отрицательно воздействует на развитие мозга, который в этот период как раз учиться создавать образы. Телевизор весьма опасен: он лишает детей возможности избирательно направлять свое восприятие и память. Специалисты-психологи также связывают замеченный в последнее время рост речевых расстройств у детей с тем, что юные зрители проводят перед экраном гораздо больше времени, чем это допустимо.

Возникновение компьютерной и игровой зависимости характеризуется следующими стадиями:

    • Увлечённость на стадии освоения.
      Она свойственна ребёнку в первый месяц после приобретения компьютера. Это необычно, забавно и чрезвычайно интересно. В этот период долгое сидение за компьютером не превышает одного месяца, а затем интерес идёт на убыль. Может произойти нормализация режима, при котором возникают паузы, когда ребёнок переключается на что-то более для него интересное. Но если выхода из данной стадии не происходит, то возможен переход во вторую стадию.
    • Состояние возможной зависимости.
      Сильная погружённость в игру, пребывание за компьютером более 3 часов в день, снижение уровня учебной мотивации, падение успеваемости, повышенный эмоциональный тонус во время игры, негативное реагирование на любые препятствия, мешающие игре. В общении любимой темой становиться обсуждение компьютерной игры, происходит сужение круга общения, иногда нарушение сна и прочее.
    • Выраженная зависимость.
      Ребёнок не контролирует себя, становиться эмоционально неустойчивым, в случае необходимости прервать игру начинает сильно нервничать, реагирует эмоционально или никак. В случае насильственного вмешательства в процесс игры, подросток может уйти из дома, много времени проводить в игровых клубах или у друзей. Неряшливость в одежде, безразличие ко всему, что не касается его увлечения, пропуски уроков, снижение успеваемости. Также становятся характерными тревожность и возбудимость, рассеянность, рассредоточенность внимания вне игровой деятельности. Очень сильно заметно угасание интереса к общению, происходит полная замена друзей компьютером.

Если ребёнок не получает квалифицированной помощи на данной стадии, есть опасность перейти в 4-ю стадию.

  • Клиническая зависимость.
    Пребывание за компьютером до 16-18 часов в сутки. Периодическое расстройство желудка (без каких-либо диагностируемых диагнозов). Вероятнее всего, что молодой организм, таким образом, проявляет защитные реакции – боли и проблемы с желудочно-кишечным трактом. Наблюдаются серьёзные отклонения от нормы в поведении, реакциях, неадекватная эмоциональность либо заторможенность. Наличие импульсивности в поведении, истеричность, резкая смена эмоций в их крайнем проявлении. Отсутствие эмоционального и поведенческого самоконтроля.

Подросток начинает слышать голоса, команды, взгляд отсутствующий, пустой, потухший, потеря аппетита и интереса к жизни.
Наступают необратимые изменения в мозге подростка. Нередко необходима изоляция и лечение, как при шизофрении. На данной стадии подростку необходима помощь квалифицированного психиатра, а психолог может выполнять только функцию диспетчера.

В процессе формирования компьютерной и игровой зависимости у детей четко просматривается причинно-следственная связь между недостатками в воспитании и наличием зависимости. Авторитарный стиль в воспитании, эмоциональный дефицит, педагогическая запущенность, отсутствие нравственных аспектов в воспитании, бездуховная атмосфера внутри семьи, разобщенность между родителями, а также так называемые телевизионные семьи – всё это приводит к уязвимости в развитии эмоциональной саморегуляции, низкой способности к быстрому восстановлению сил, неспособности контролировать свои чувства, лености, безответственности, социальной дезадаптации. Наличие таких результатов в воспитании детей должна насторожить родителей, т.к. в них кроется предрасположенность к различным проблемам, в том числе и к компьютерной зависимости.
Здоровое отношение к компьютеру возникает тогда, когда родители относятся к нему не как к демону и не как к средству спасения от трудностей воспитания, а всего лишь как к одному из бытовых приборов.
Компьютерная игра должна:

      1. Развивать.

      2. Не содержать бранных слов и выражений.

      3. Не формировать циничного отношения к действительности.

      4. Не содержать агрессивной информации.

      5. Не вызывать привыкания к боли, драматическим ситуациям.

      6. Не учить противозаконным поступкам.

      7. Не уродовать внешний облик человека.

      8. Не содержать сексуальной тематики.

Цензуре родители должны подвергать и фильмы, которые смотрят их дети. Самый оптимальный вариант, когда родители оставляют мало времени своему ребёнку на игру в компьютерные игры, т.к. он занимается в спортивной секции, музыкальной школе, кружке и т.д.

 

Некоторые правила техники безопасности для родителей:

  • Для детей 7-12 лет компьютерная норма составляет 30 минут в день, не чаще чем 1 раз в два дня.
  • Для подростков 12-14 лет – можно проводить у компьютера 1 час в день.
  • От 14 до 17 лет максимальное время, проводимое ребёнком за компьютером –1,5 часа в день.
  • Взрослым нежелательно работать за компьютером более 3 часов в день.
  • Необходимо иметь выходной день один раз в неделю, когда за компьютер не садишься вообще.

     

    СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ РАЗВИТИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ДЕТЕЙ

    Часто причиной возникновения компьютерной зависимости у детей и подростков становятся неуверенность в себе и отсутствие возможности самовыражения. В таких случаях родители должны поддержать ребенка и помочь ему разобраться с возникшими проблемами.
    Абсолютно неправильно критиковать ребенка, проводящего слишком много времени за компьютером. Это может только углубить проблему и отдалить ребенка от родителей.

    Если ребенок страдает игровой завистью, нужно постараться понять его и в какой-то мере разделить его интерес к компьютерным играм. Это не только сблизит ребенка с родителями, но и увеличит его доверие к ним, а значит, ребенок с большей уверенностью будет следовать советам родителей и с большим доверием делиться с ними своими проблемами. Критика воспринимается ребенком, как отказ родителей понять его интересы и потому вызывает замкнутость и в некоторых случаях агрессию.
    Основной мерой предотвращения возникновения зависимости любого типа у детей является правильное воспитание ребенка. При этом важно не ограничивать детей в их действиях (например, запрещать те или иные игры), а объяснять, почему то или иное занятие или увлечение для него не желательно.

    Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии. В то же время, если ребенок все же встретился с такой информацией нужно в доступной форме объяснить ему, почему такая информация для него опасна и почему он не должен стремиться узнать ее. Категорический запрет того или иного вида информации безо всяких объяснений только увеличит интерес ребенка к этой информации, а существование запрета сделает невозможным обсуждение проблемы между родителями и ребенком.
    Дети и подростки нуждаются в самовыражении. За неимением других средств выражения своих мыслей и энергии они обращаются к компьютеру и компьютерным играм, которые создают иллюзию реальности безграничных возможностей, лишенной ответственности. Такая иллюзия оказывает разрушительное действие на психику.

    Что делать, чтобы ребёнок не стал зависимым от компьютера?

        1. Родители должны познакомить своего ребёнка с временными нормами.

        2. Родителям необходимо контролировать разнообразную занятость ребёнка (кружки, секции, широкие интересы).

        3. Необходимо приобщать ребёнка к домашним обязанностям.

        4. Прививать ребёнку семейное чтение.

        5. Необходимо ежедневно общаться с ребёнком, быть в курсе возникающих у него проблем и конфликтов.

        6. Родители могут контролировать круг общения ребёнка. Обязательно приглашать в гости друзей сына или дочери.

        7. Родители должны знать место, где ребёнок проводит свое свободное время.

        8. Учите своего ребёнка правилам общения, расширяйте кругозор ребёнка.

        9. Необходимо научить своего ребёнка способам снятия эмоционального напряжения, выхода из стрессовых ситуаций.

        10. Регулярно осуществлять цензуру компьютерных игр и программ.

        11. Можно приобщить ребёнка к настольным играм, научить его к играм своего детства.

        12. Не позволяйте ребёнку бесконтрольно выходить в интернет. Установите запрет на вхождение в компьютер.

        13. Обсуждайте с ребёнком отрицательные явления жизни, вырабатывайте устойчивое отношение к злу, активное противостояние тому, что несёт в себе энергию разрушения, уничтожения, деградации личности.

        14. Помните о том, что родители для ребёнка являются образцом для подражания. Поэтому сами родители не должны нарушать правила, которые установили для ребёнка (с учётом своих норм естественно).

      15. Проанализируйте сами себя. Не являетесь ли вы сами зависимыми от табака, алкоголя, телевизора? Лучший рецепт профилактики зависимости у вашего ребёнка – ваше освобождение от своей зависимости.

     

    Психолог психотерапевтического кабинета Алексеева Е.В.

СПИД И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА СРЕДИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

СПИД и его профилактика среди современной молодежи

СПИД - это заболевание, убивающие медленно, но безусловно. Именно поэтому профилактика заболевания крайне важная мера для снижения риска распространения вируса среди подростков.

СПИД – это завершающая стадия смертельной болезни, которая вызвана вирусом иммунодефицита (ВИЧ). Тема «СПИД и его профилактика» должна обязательно подниматься среди подростков и школьников. Меры для снижения риска распространения ВИЧ, передающегося половым путем и с кровью, должны разрабатываться и заноситься в план образовательных учреждений.

Общая информация

Геном возбудителя заболевания (ВИЧ) включает две РНК молекулы, которые идентичны между собой и состоят из десяти тысяч пар основ. Вирус обладает неповторимой изменчивостью, во много раз большей, чем переменчивость гриппа. За счет такой способности генома, вирус в человеческом организме мутирует и возникают новые вирионы ВИЧ, что существенно затрудняет разработку вакцины и не дает составить единый план для специфических мероприятий профилактики СПИД.

Способы передачи

Заразиться ВИЧ можно от человека на любом этапе течения болезни. Вирус передается при половом контакте, переливании крови и ее составляющих, применении медицинских инструментов, контактировавших с кровью, зараженной возбудителями. Половым путем вирус передается через поврежденные участки кожного покрова и оболочек слизистой партнера. Чаще всего повреждения происходят при контактах через анальный проход, потому в группу риска попадают гомосексуалисты.

068

Профилактический план среди подростков – это информация о способах заражения. При переливании зараженной вирусом крови, вероятность развития болезни достигает 100%. В этом случае группу риска представляют наркоманы.

Течение заболевания

Чтобы уберечь взрослых и подростков от распространения ВИЧ, надо разработать детальный план мероприятий. В том числе важно знать об особенностях заболевания. Вирус иммунодефицита проходит четыре этапа:

  • инкубационный;
  • первичных;
  • вторичных проявлений;
  • этап поражений.

Первый этап может длиться как три дня, так и три месяца. Первичные признаки проявляются по мере распространения инфекции по организму, продолжительность этой стадии – от двух дней до двух с половиной месяцев, в некоторых случаях может затянуться и на год. Вторичные проявления возникают во время активного преобразования иммунной системы, длится до десяти лет. Последний этап необратимых поражений может продолжаться от нескольких месяцев до пяти лет.

Симптоматика

Многие признаки ВИЧ инфекции имеют такие заболевания, как онкология, диарея, пневмония и прочие. При СПИДе опасность представляет не сам вирус, а другие инфекционные болезни, поражающие организм, ослабленный ВИЧ.

Профилактические меры

План профилактических мероприятий преимущественно направлен на обучение населения начиная с возраста подростков безопасному ведению половой жизни: использование презервативов, ограничение количества партнеров. Меры, включенные в план – это гарантирование выполнения в медицинских учреждениях правил использования и стерилизации инструментов (шприцев, игл и так далее).

069

План, предупреждающий распространение СПИД среди подростков – это важная мера, но стоит отметить, что по большей степени здоровье каждого человека, как и его жизнь зависит от него самого. От образа жизни, избранного им и от понимания факторов риска.

Наилучшей профилактикой ВИЧ станет чистота во взаимоотношении полов, верность партнеру. Немаловажной мерой является также пропаганда правильного образа жизни, борьба с наркоманией, алкоголизмом. К особым профилактическим средствам можно отнести такие предохраняющие средства, как презервативы.

Особенности распространения

Чаще всего ВИЧ обнаруживают в сперме и крови инфицированных людей. Основным способом передачи вируса и распространения заболевания являются незащищенные половые контакты. Еще одним вариантом заражения считается использование нестерильных шприцев, что в основном распространено среди наркоманов.

Также возможна передача вируса при переливании крови, ее компонентов, при пересадке тканей и органов, использовании спермы донора и так далее. Может произойти инфицирование при вынашивании ребенка, в процессе его рождения, во время кормления грудью – если мать является носителем вируса или больна СПИД.

План для профилактики ВИЧ среди подростков должен отдельно выделять информацию, что инфекция преимущественно распространяется половым путем, причем количество инфицированных стабильно возрастает. Большая часть всех случаев заражения приходится на возрастную категорию подростков от 15 лет до 24.

У многих зараженных ВИЧ никак не проявляет себя симптомами в течение многих лет, инфекцию можно выявить, лишь сдав специальные анализы крови. Человек может длительное время являться носителем вируса, передавая его другим людям и не зная об этом.

070

Ответственность

За предумышленное заражение ВИЧ предусмотрена уголовная ответственность. При заведомой постановке другого лица в опасность инфицирования ВИЧ существуют следующие варианты наказаний:

  • ограничение свободы до трех лет;
  • задержание на срок от трех месяцев до полугода;
  • лишение свободы на срок до одного года.

При передаче вируса иммунодефицита другому лицу, при условии, что заразивший знал, что болен ВИЧ, предусмотрена мера пресечения – лишение свободы на срок до пяти лет.

Заключение

Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) – это болезнь, которая убивает медленно, но непреклонно. Вирусные клетки распространяются на структуру ДНК, меняя ее постепенно. Инфекция сохраняет свою активность в теле носителя более трех лет, за этот период вирус ВИЧ постепенно становится неотъемлемой составляющей в составе крови.

071

Именно такая особенность вируса, по мнению исследователей, существенно повышает риск заражения СПИД при использовании не стерильных медицинских инструментов, которые раньше непосредственно контактировали с кровью, инфицированного человека. Усложняет ситуацию и тот факт, что симптомы СПИД характеризуются высокой степенью изменчивости и могут проявиться даже спустя несколько лет после передачи вируса. Болезнь по этому показателю лидирует среди всех известных вирусов, в том числе многочисленные разновидности вирусов гриппа.

Для подведения итогов стоит отметить, что не существует вакцины, которая может гарантировано защитить от заражения ВИЧ. Отсутствует и радикальный метод лечения этого заболевания. СПИД на сегодняшний день не излечивается и неизбежно приводит к летальному исходу.

Человеческий разум нужен не только для того, чтобы создать искусственную среду обитания для комфортабельной жизни. Но и для того чтобы научиться безопасно, жить в той реальности, которую он создал. Профилактический план против распространения ВИЧ среди подростков, взрослых людей достаточно прост – защищенный секс, соблюдение элементарных правил личной гигиены, неупотребление наркотиков, алкоголя.

 

Рекомендации по социальному дистанцированию в период коронавируса

развернуть

Рекомендации по социальному дистанцированию в период коронавируса

Социальное дистанцирование – комплекс немедикаментозных санитарно-эпидемиологических мероприятий (действий), направленных на остановку или замедление распространения инфекционного заболевания.

Цель социального дистанцирования – снижение вероятности контакта между инфицированными и неинфицированными людьми, чтобы уменьшить уровеньпередачи инфекции.

Принцип социального дистанцирования – человек организует свою жизнь таким образом, чтобы сократить на 3/4 контакты за пределами дома и работы и на 1/4 — на работе.  Если люди практикуют «социальное дистанцирование», избегая общественных мест и в принципе ограничивая свои передвижения, распространение инфекции замедляется, происходит сдерживание взрывного роста распространения вируса.

Рекомендации:

  • Не выходите из дома, если в этом нет особой надобности (поездка на работу, покупка продуктов питания и лекарств, получение медицинских и других жизненно важных услуг).
  • Не выходите из дома для посещения тех мест, посещение которых не является жизненно важным (библиотек, музеев, кинотеатров, театров и других общественных мест). Дети могут выходить только с семьей. Организуйте выгул домашних животных в одиночку.
  • Воздержитесь от посещения занятий в кружках, спортивных клубах, тренажерных залах, даже с минимальным количеством участников. В случае, если Вы продолжаете спортивные занятия, убедитесь, что численность группы не превышает 5 человек и во время занятий соблюдается расстояние 1,5-2 м между людьми.
  • Общайтесь с другими людьми дистанционно с помощью средств связи. Не следует ходить в гости и принимать у себя друзей и членов семьи, которые не проживают с вами.
  • Для сокращения потребности выходить из дома можно использовать следующие меры:
  • удаленная работа, видеозвонки и конференц-связь;
  • каждый работодатель должен следить за сохранением дистанции в 1-1,5 метра между рабочими местами сотрудников, соблюдением правил личной гигиены и гигиены окружающей среды (помещения);
  • выбирать услуги доставки – только до порога квартиры (дома, офиса);
  • обращение за стоматологической помощью рекомендуется отложить, за исключением неотложных случаев.
  • Если Вы выходите из дома в ситуациях, когда это необходимо (см. п.1.), необходимо сократить контакты с другими людьми и сохранять 1,5-2-метровое расстояние друг от друга.
  • Рекомендации для людей из группы высокого риска – лиц старшего и пожилого возраста, лиц с хроническими заболеваниями любого возраста (заболевания органов дыхания, бронхиальная астма, заболевания сердечно-сосудистой системы, иммунной системы, онкологические заболевания):
  • Вам желательно вообще не выходить из дома, насколько это возможно. Не принимайте никого у себя дома, за исключением необходимости получения жизненно важных услуг. Попросите родных и знакомых помочь Вам с обеспечением бытовых потребностей.
  • В случае необходимости получения медицинских помощи, желательно использовать дистанционные медицинские услуги, без посещения поликлиники.
  • Если Вы старше 60 лет и нуждаетесь в осмотре медицинского работника в связи с ухудшением самочувствия, позвоните в регистратуру, стол справок или колл-центр учреждения здравоохранения по месту жительства, сообщите об этом, оставьте контакты (ФИО, адрес, телефон), в течение рабочего дня с Вами свяжется медицинский работник и согласует время для визита на дом.
  • Если Вы нуждаетесь в выписке рецептов на лекарственные средства для постоянного приема, ранее назначенные врачом, позвоните в регистратуру, стол справок или колл-центр учреждения здравоохранения по месту жительства, оставьте контакты (ФИО, адрес, телефон), с Вами свяжется медицинский работник, который организует выписку и доставку рецептов на дом.

С целью реализации пункта 9 приложения 4 к приказу Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 16.03.2020 № 296 «О мерах по организации оказания медицинской помощи пациентам с признаками респираторной инфекции и принятию дополнительных противоэпидемических мер в организациях здравоохранения» рекомендуем организовать оформление выписок из медицинских документов по он-лайн заявкам на интернет-сайтах учреждений с последующей выдачей их пациентам при предъявлении документа, удостоверяющего личность, в отдельно отведенном месте.   При появлении симптомов респираторного заболевания (повышение температуры тела, кашель, одышка, насморк и т.д.) необходимо соблюдать домашнюю самоизоляцию, избегая контактов с членами семьи, вызвать врача (а если Вы находились в течение 14 дней до возникновения симптомов за рубежом – вызвать скорую помощь).  Дополнительные рекомендации.

  • Избегайте физических контактов, включая рукопожатия и объятия.
  • Отрывайте двери не ладонью.
  • Постарайтесь не касаться руками лица.
  • Как можно чаще мойте руки.
  • Как можно чаще проветривайте помещения.
  • Проводите дезинфекцию поверхностей, особенно дверных ручек и поверхности двери.
  • Постарайтесь не курить сигареты, в том числе электронные, или кальян.
  • Не пользуйтесь общими столовыми приборами, не ешьте из одной тарелки и не передавайте другим еду, которую Вы попробовали или откусили.
  • Находясь дома, придерживайтесь здорового питания и физической активности.

Правила поведения вне дома.  В каких случаях можно выходить из дома:

  • Если требуется получение срочной медицинской помощи.
  • Необходимость посещения места работы.
  • Для приобретения товаров первой необходимости в случае невозможности их доставки курьером или родственниками (знакомыми).
  • Для проведения одиночной прогулки. Пользоваться лифтом следует в одиночку.

Как вести себя после выхода из дома:

  • На личном автомобиле – в салоне должен находиться один человек или члены семьи, проживающие в одном доме. Исключение – необходимость сопровождения человека в экстренной ситуации (доставка в медицинское учреждение для оказания неотложной помощи).
  • Избегать общественного транспорта.
  • В общественных местах соблюдать расстояние 1-1,5 м от других людей.
  • Соблюдать гигиену рук и респираторный этикет.

Как вести себя на работе:  Соблюдать расстояние 1-1,5 м между рабочими местами сотрудников.

  • Как можно чаще мыть руки, обрабатывать спиртосодержащим антисептиком (гелем, салфетками).
  • Стараться не касаться носа и рта, мыть руки перед и после таких прикосновений.
  • Использовать, при необходимости, одноразовые бумажные платки, полотенца, салфетки.

30.03.2020 Dzr.by

 

свернуть

Правила поведения на воде

Многие из нас в тёплое время года отправляются на реку, озеро или море. Но для того чтобы купание доставило вам истинное удовольствие, необходимо выполнение нескольких важных условий.
развернуть

Первое и самое важное условие — уметь плавать! Обязательно попросите родителей или других взрослых, чтобы они научили вас плавать. Человек, умеющий плавать, уверенно чувствует себя в воде и может позволить себе не барахтаться у берега, а находиться от него на довольно значительном расстоянии. Приятнее всего плавать в естественных водных бассейнах, на берегах которых оборудованы хорошие пляжи.

Прежде чем войти в воду, обязательно убедитесь в том, что она чистая. Не купайтесь в грязной воде!

Случайно наглотавшись такой воды, вы можете получить сильное расстройство кишечника. Если вы не можете определить чистоту водоёма сами, спросите об этом родителей или местных жителей.

Никогда не купайтесь в неизвестных водоёмах, а также в водоёмах, покрытых тиной и ряской! При выборе места для купания не забывайте проверять дно!

Удостоверьтесь в том, что на дне водоёма нет острых камней и веток либо железных прутьев. Осторожно определите глубину водоёма в том месте, где собираетесь купаться. Бывает, что мелкое место внезапно сменяется глубоким, и вы, неожиданно потеряв опору, можете начать паниковать.

Если вы плохо плаваете, никогда не купайтесь в одиночку. Не заходите в воду глубже, чем по пояс. Используйте надувные матрасы, чтобы удержаться на воде, но помните, что плавать на матрасе опасно. Попросите родителей или других взрослых понаблюдать за вами, пока вы будете плавать на нём.

Не купайтесь в водоёмах с сильным течением: вас может отнести на значительное расстояние от суши. Не плывите против течения. Это отнимет у вас слишком много сил. Плывите по течению, постепенно приближаясь к берегу.

Отправляясь купаться в море, спросите у местных жителей о том, какие рыбы водятся в тех местах, где вы собираетесь купаться. Старайтесь смотреть под ноги и не наступать на морских обитателей. Конечно, все они быстры и юрки, но может оказаться, что за камнем, на который вы наступили, прячется морской ёж. Вряд ли вы испытаете большое удовольствие, если наступите на него.

При виде медуз не пугайтесь и не зовите на помощь. Маленькие медузы, как правило, не опасны, их ожоги редко бывают чувствительными. Тем не менее никогда не трите глаза, после того как брали в руки медузу.

К тем медузам, которые имеют очень длинные щупальца и на теле которых есть фиолетовые пятна, следует относиться с опаской и отплывать от них подальше.

Не ныряйте в воду, если вы не умеете правильно это делать: вы рискуете сильно удариться о дно, не рассчитав глубины. О воду, как бы неожиданно это ни звучало, тоже можно очень сильно удариться.

Если место купания огорожено буйками, никогда не заплывайте за них и не держитесь за них. Не плавайте на большие расстояния в одиночку, а также ночью. Не входите в воду, если поднялись большие волны. Держитесь подальше от любых кораблей и катеров, чтобы не попасть под их винты.

Если вы устали плыть брассом или кролем, пере­вернитесь на спину. Плыть на спине легче всего, и вы сможете отдохнуть. Можно некоторое время просто полежать на поверхности воды лицом вверх.

Не купайтесь долго, особенно в холодной воде. Ре­комендуемая температура воздуха должна быть 20— 25 °С, а температура воды — от 17 до 19 °С. Средняя продолжительность купания 10—15 минут.

Если вы почувствовали, что у вас сводит судорогой бедро, согните ногу в колене и рукой сильно потяните назад. Если свело икроножную мышцу, согните ногу и прижмите стопу к груди.

Во время игр в воде будьте внимательны и аккуратны: избегайте захватов и погружений, так как в пылу игры кто-нибудь из вас может наглотаться воды. Не стесняйтесь звать на помощь в опасной ситуации, но никогда не давайте ложных сигналов.

Если вы видите, что кому-либо из купающихся нужна помощь, зовите на подмогу других людей. Если помочь можете только вы, найдите предмет, с помощью которого утопающий сможет удержаться на плаву. Это может быть спасательный круг, матрас, резиновая камера — словом, любой плавучий предмет, за который можно схватиться.

В самом крайнем случае плывите на помощь утопающему и только при условии, что вы хорошо плаваете и владеете приёмами спасения. (Утопающий человек находится в состоянии паники и совершенно не контролирует свои действия.

Он обязательно будет цепко хвататься за вас, карабкаться наверх и может утопить вас вместо того, чтобы спастись.) Подплыв к утопающему, помогите ему держаться на воде и выплывайте вместе с ним на такое место водоёма, где вы оба можете встать на дно.

свернуть

Правила поведения на болоте

Болота — это важная часть экосистемы, а также естественный источник торфа. Однако для человека болота являются одними из опаснейших мест на природе. Огромная часть территории России состоит из заболоченных местностей.
развернуть

Болота бывают разных видов: проходимые, труднопроходимые и непроходимые.

Проходимые болота пересыхают в летний период, и тогда по ним можно передвигаться на автомобиле. Такие болота покрыты густой травой. Труднопроходимые и непроходимые болота покрыты мхом.

Самым опасным местом на болоте является трясина, или топь, — заросший водоём, поверхность которого покрыта мхом и яркой зелёной травой. Трясина чрезвычайно опасна, она засасывает человека на дно.

Если вы предполагаете, что перед вами топь, обойдите этот участок пути.

Передвигаться по болотистой местности нужно группами. Обязательно продумайте маршрут заранее и выберите наиболее безопасную дорогу. Прежде чем перемещаться по заболоченной местности, вооружитесь крепким длинным шестом. С его помощью прощупывайте дорогу и удерживайте равновесие. Остав­ляйте на дороге ориентиры. Идти в группе нужно друг за другом, соблюдая дистанцию 5—7 м.

Прежде чем отправиться в дорогу, обязательно заправьте брюки в сапоги, чтобы не цепляться за препятствия.

Идти нужно медленно, не делая никаких резких движений и опираясь на всю ступню. Безопасный путь проходит рядом с кочками, кустами и деревьями. Под ними, как правило, находится твёрдый грунт, который не позволит вам провалиться.

Ни в коем случае не перепрыгивайте с кочки на кочку!

Участки воды, а также ямы с болотной водой, которые могут встретиться на вашем пути, нужно обязательно обходить.

Для страховки шест должен находиться в горизонтальном положении. Если, несмотря на все предосторожности, кто-либо из группы провалился в трясину, оказывайте ему помощь быстро, но осторожно. Рядом с провалившимся человеком положите несколько шестов и толстых веток. Передвигаясь ползком, подберитесь к нему и помогите выбраться.

Если вы пошли через болото в одиночку и попали в трясину, не поддавайтесь панике. Ни в коем случае не делайте резких движений: это приведёт лишь к тому, что вы сильнее погрузитесь в топь. Быстро подтяните шест к себе и лягте на него грудью. Сбросьте все отягощающие вас вещи. Громко зовите на помощь.

свернуть

Правила поведения при грозе

Прежде чем отправиться на прогулку за город, узнайте прогноз погоды. Если, согласно этому прогнозу, ожидается гроза, возьмите с собой зонт или плащ из непромокаемого материала. Духота — это верный признак приближающейся грозы.
развернуть

Самое опасное в грозу — находиться рядом с металлическими оградами, на смотровых башнях и охотничьих вышках.

Во время грозы ни в коем случае не прикасайтесь к любым металлическим предметам и не ложитесь на землю!

При первых признаках начинающейся грозы постарайтесь спрятаться в машине или в любом укрытии: палатке, шалаше, избе, здании с молниеотводом.

Если такой возможности у вас нет и вы вынуждены оставаться на открытой местности, спрячьтесь в канаве или ложбине, скрестив ноги. Если вы находитесь в группе людей, сядьте на корточки и не соприкасайтесь ни с кем. Избавьтесь от любых металлических предметов: переложите их в рюкзак и отодвиньте его в сторону.

Если перед началом грозы вы слушали радиопередачу, выключите радиоприёмник и уберите антенну.

Не разговаривайте по мобильному телефону во время грозы!

Если гроза застала вас в лесу, избегайте отдельно стоящих и очень высоких деревьев. Лучше всего прятаться в кустах или под невысокими берёзами и клёнами. Сосна, тополь, ель и дуб — «любимые» деревья молний.

Если гроза застала вас купающимся в естественном водоёме — озере, реке, море, — немедленно выйдите на сушу, так как вода является хорошим проводником электрического тока.

Если гроза застала вас во время занятий техническими видами спорта, немедленно прекратите их и сойдите с велосипеда или мотоцикла.

свернуть

Правила пожарной безопасности на природе

Пожары в лесу могут возникнуть в результате воздействия молнии или неосторожной деятельности человека. Такие пожары весьма опасны, а в сухую жаркую погоду они могут принимать масштабы стихийных бедствий.
развернуть

Пожары бывают двух разновидностей: лесной (низовой или верховой) и торфяной. Низовой лесной пожар возникает, как правило, в лиственных лесах; скорость распространения огня невысокая, а высота пламени может достигать 2 м. Верховой лесной пожар типичен для хвойных лесов. Скорость распространения огня выше, чем при лесном низовом пожаре, а в ветреную погоду может быть очень высокой (25—30 км/ч). Торфяные пожары возникают на осушенных или естественных торфяных болотах. Они характеризуются длительным тлением торфа и возникновением сильного задымления воздуха. Торф — легковоспламеняющийся материал, поэтому такие пожары очень опасны.

По статистике, большинство лесных пожаров происходят по неосторожности человека. Для того чтобы предотвратить их возникновение, необходимо соблюдать несколько важных правил.

В пожароопасный период ни в коем случае не пользуйтесь открытым огнём в лесу!

К таким периодам относятся середина и конец весны (лесная почва покрыта сухими листьями и травой), а также всё лето и начало осени, когда стоит жаркая погода при отсутствии осадков более недели. Не разводите костёр в тех местах, где много сухой травы, в хвойных молодняках, на участках леса, не очищенных от порубочных остатков.

Если в данной местности введён особый противопожарный режим, категорически запрещается посещение лесов до его отмены.

Не берите с собой в лес легковоспламеняющиеся жидкости, а также пропитанные ими материалы. Не оставляйте в лесу никаких стеклянных осколков: при попадании солнечных лучей эти осколки могут сфокусировать их, что приведёт к возникновению пожара.

Что делать при пожаре в лесу

Если вы обнаружили в лесу пожар, немедленно сообщите об этом в службу спасения, в администрацию сельского округа или в лесничество. Запомните два номера, на которые следует звонить в случае лесного пожара: 01 и 112(только для мобильных телефонов).

Если обнаруженный вами пожар ещё не набрал силу, примите меры по его тушению с помощью воды, земли, песка, веток лиственных деревьев, плотной одежды. Наиболее эффективный способ тушения лесного пожара — забрасывание кромки пожара землёй.

При тушении очага лесного пожара не отходите далеко от дорог и просек, поддерживайте связь с остальными участниками тушения пожара с помощью зрительных и звуковых сигналов.

Если огонь разгорелся слишком сильно и вы не в силах его остановить, срочно покиньте место происшествия.

При лесном низовом пожаре нужно двигаться перпендикулярно к направлению огня, по просекам, дорогам, берегам рек или полянам.

При лесном верховом пожаре передвигайтесь по лесу, пригнувшись к земле и прикрыв дыхательные пути влажной тряпкой.

Если у вас нет никакой возможности выйти из опасной зоны, постарайтесь отыскать в лесу какой-нибудь водоём и войдите в него.

Иногда пожар может превратиться в настоящее стихийное бедствие, с которым не сразу удаётся справиться даже специальным службам. Если огонь начал подбираться к населённому пункту, необходимо принять коллективные меры по его тушению. Самая крайняя мера — немедленная эвакуация жителей этого населённого пункта. В этом случае вы должны беспрекословно слушаться работников спасательных служб. Не поддавайтесь панике и ждите оказания помощи. При невозможности забрать с собой личное имущество закопайте его в землю. Ждать помощи лучше всего на больших открытых пространствах или в специальных укрытиях.

Если на вас загорелась одежда, ни в коем случае не бегите!

От этого пламя разгорается гораздо быстрее. Постарайтесь снять загоревшуюся одежду. Если вам не удаётся сделать это, лягте на землю и катайтесь, чтобы затушить огонь.

Если вы увидели, что одежда загорелась на другом человеке, не позволяйте ему бежать и постарайтесь снять с него горящую одежду. Если снять с него одежду не удаётся, повалите пострадавшего на землю и потушите пламя любым возможным способом: накройте плотной тканью, залейте водой, забросайте песком или землёй.

свернуть

СТОП НАРКОТИКАМ

01.03.2021