Библиотека, медиатека

ПРАВИЛА, КОТОРЫЕ НАУЧАТ БЫСТРО И ПРАВИЛЬНО СДАТЬ УЧЕБНИКИ В БИБЛИОТЕКУ

развернуть

ПРАВИЛА, КОТОРЫЕ НАУЧАТ БЫСТРО И ПРАВИЛЬНО СДАТЬ

УЧЕБНИКИ В БИБЛИОТЕКУ

 

Перед сдачей своего комплекта необходимо:

1)    Убедиться в целостности комплекта. Если учебник или книга утеряны, необходимо сделать соответствующую замену.

2)    Снять обложки! Они пригодятся тебе для новых учебников.

3)    Если распался переплет - подклей его клеем ПВА, а также просмотри наличие всех страниц в учебнике. При отсутствии каких-либо страниц, постарайся восстановить их с помощью ксерокопирования.

4)    Стереть все пометки со страниц учебника.

5)    Убрать закладки, листочки со своими записями из книги, а также ненужные предметы - линейки, ручки и т.д.

6)    Кроме учебников, на лето необходимо сдать все книги школьной библиотеки!

7)    Учащиеся 9 класса, при возврате книг и учебников в библиотеку, получают справку от библиотекаря, о том, что у них нету задолженности.

 

 

свернуть

Памятка по сохранности учебников (для родителей)

развернуть

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

ОГРОМНАЯ ПРОСЬБА ОБРАТИТЬ ВАШЕ ВНИМАНИЕ НА СОХРАННОСТЬ УЧЕБНИКОВ ВАШИХ ДЕТЕЙ! ЧЕМ ДОЛЬШЕ МЫ С ВАМИ ВМЕСТЕ СОХРАНИМ ШКОЛЬНЫЕ УЧЕБНИКИ, ТЕМ МЕНЬШЕ ВАМ ПРИДЕТСЯ ТРАТИТЬ СВОЙ БЮДЖЕТ, ПОКУПАЯ УЧЕБНИКИ ВЗАМЕН ИСПОРЧЕННЫХ!

Во избежание потерь и порчи учебников, каждый учебник должен быть аккуратно подписан ручкой! На каждом учебнике должна быть обложка!

Меры по сохранности фонда учебников:

  1. Ответственность за комплектование, учет, сохранность и обмен несет школьный библиотекарь.
  2. Учет и сохранность в каждом классе проводит классный руководитель совместно с библиотекарем.
  3. Ответственность за сохранность учебников каждого обучающегося несут сами учащиеся, а также их родители.
  4. В течение срока пользования учебник должен иметь прочную обложку, защищающую учебник от повреждений и загрязнений.
  5. Запрещается делать в учебнике пометки карандашом, ручкой и т.д.
  6. Запрещается вкладывать в учебник посторонние предметы: авторучки, линейки, тетради, вырывать и загибать страницы.
  7. Дома рекомендуется хранить учебники в отведенном для них месте, недоступном для маленьких детей и домашних животных, отдаленном от источников огня и влажности.
  8. Родители и учащиеся должны сохранить в течение года все учебники целыми, без разрушения сшивки книги, с наличием всех страниц без записей и пометок.
  9. В случае порчи или утери учебника, родители обязаны заменить аналогичным или признанным библиотекой равнозначным учебником.

 

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Государство тратит большие средства для обеспечения учащихся учебниками. Каждому хочется держать в руках чистую и опрятную книгу, а для этого её нужно беречь.

Поинтересуйтесь, пожалуйста, в каком состоянии учебники у вашего ребенка.

Родители вместе с детьми, попробуйте для себя ответить на вопросы:

1)    Знаете ли вы, сколько стоит новый учебник?

2)    Огорчаетесь ли, если получаете учебники в плохом состоянии?

3)    Стремитесь ли сохранить учебники в хорошем состоянии?

4)    Ремонтируете ли вы учебники?

В конце учебного года учебники возвращаются в библиотеку на хранение.

  1. Прием учебников производится в конце учебного года по графику.
  2. Учащиеся обязаны сдать учебники в учебную библиотеку в состоянии, соответствующем единым требованиям по их использованию и сохранности: чистым, целым, без повреждений. Учебники из фонда учебной библиотеки, подлежащие ремонту, должны быть отремонтированы учащимися и сданы в библиотеку.
  3. Если учебник утерян или испорчен, обучающийся обязан заменить его на такой же или другой, необходимый для учреждения.
  4. Учащимся, не сдавшим хотя бы один учебник, на новый учебный год учебники не выдаются до момента погашения задолженности.
  5. Выдача любых документов (личных дел) по окончании учебного года производится, только после подтверждения сдачи всей учебной и художественной литературы в фонды библиотеки учреждения и интегрированной библиотеки.

 

 

свернуть

Памятка для родителей Вы хотите чтоб Ваш ребенок читал?

развернуть

Памятка для родителей

Вы хотите чтоб Ваш ребенок читал? 

Учтите эти добрые советы, и ваши желания исполнятся.

  1. Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства.
  2. Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию. Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте личную библиотеку вашего сына или дочери.
  3. Систематически читайте сами. Это формирует у ребенка привычку видеть в доме книгу всегда.
  4. Обсуждайте прочитанную книгу в семье, даже если произведение вам не понравилось. Это способствует развитию вашей речи и речи вашего ребенка.
  5. Рекомендуйте ребенку книгу своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
  6. Чтение вслух помогает расширить словарный запас детей, а также развить у них умение слушать и сосредоточивать внимание. Чтение вслух сближает родителей и детей. Читают все по очереди. Время чтения- примерно 40-45 минут.
  7. Прививайте навыки культурного и бережного обращения с книгой.
  8. Совместное чтение- наиболее простой способ развития навыков чтения у детей. Рассматривание, обсуждение и чтение книг- важнейший момент, с помощью которого родители могут привить детям интерес к чтению.
  9. Рисунки по мотивам любимых книг являются для ребенка одним из способов выражения своих впечатлений от произведений.
  10. Попытайтесь вместе с ребенком сочинить собственное окончание произведения. Достоинством таких историй является более глубокое понимание прочитанной книги.
  11. Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет добрым и светлым напоминанием о родном доме, о его традициях, о дорогих и близких людях.

 

Ваш ребенок и чтение. Подсказка для родителей 

ДА и НЕТ для родителей

                ДА

  • Читайте своим детям вслух как можно чаще: 20 минут чтения каждый вечер или сказка на ночь – это минимальная необходимость.
  • Читайте вместе со своим ребенком 10 минут каждый день.
  • Читайте сами, показывая пример своему ребенку.
  • Разрешайте ребенку самостоятельно выбирать книги для чтения.
  • Поощряйте ребенка в его желании подержать, полистать, поиграть  с книгой.
  • Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка дома было много  красочных книг.
  • Посещайте регулярно с ребенком библиотеку и книжный магазин.
  • Дарите ребенку книги.
  • Поощряйте ребенка в чтении другим членам семьи, друзьям, знакомым.
  • Сделайте чтение приятным времяпрепровождением.
  • Всегда хвалите и поощряйте ребенка, если он читает.

НЕТ

  • Не прекращайте читать ребенку вслух, как только он научился медленно читать сам.
  • Не заставляйте читать насильно.
  • Не навязывайте книг по своему вкусу. Рекомендуйте их. Убеждайте их прочитать.
  • Не заставляйте ребенка «сражаться с книгой», если она слишком трудная. Замените её на более легкую.
  • Никогда не отговаривайте ребенка от чтения.
  • Не соревнуйтесь с ТВ в выборе чтения.
  • Не ожидайте слишком быстрых успехов в чтении.
  • Не критикуйте ребенка, если он старается читать.
  • Улучшение наступит быстрее, если Вы будете поощрять и поддерживать ребенка.
  • Не сравнивайте уровень чтения ребенка с братьями, сестрами, другими детьми.

 

Когда Вы читаете со своим ребенком, то:

 

  • Найдите спокойное место, где Вас не будут прерывать.
  • Позаботьтесь, чтобы ребенок сидел рядом с Вами и видел книгу правильно.
  • Если ребенок испытывает трудность в чтении слова, то подскажите это слово.
  • Посмотрите значение слова в словаре. Объясните его ребенку.
  • Хвалите и подбадривайте на каждом этапе чтения.
  • Обсудите прочитанное, пусть ребенок расскажет своими словами, о чем он прочитал.
  • Слушайте ежедневно рассказ ребенка о прочитанных текстах

 

 

свернуть

Паважаныя настаўнікі. У бібліятэку паступіла новая метадычная літаратура

развернуть

Паважаныя настаўнікі.

У бібліятэку паступіла новая метадычная літаратура

 

  1. Мураўёва Г.Л. Матэматыка ў 1 класе, 2019 г.
  2. Попова Н.В. Шахматы в школе 1 класс. Дидактические материалы, 2019 г.
  3. Попова Н.В. Шахматы в школе 2 класс. Дидактические материалы, 2019 г.
  4. Жытко І.У. Матэматычны калейдаскоп, 2019 г.
  5. Залыгина Н.А. Педагогическое взаимодействие с родителями учащихся, требующих повышенного внимания. 2019 г.
  6. Зборнік заданняў для выпускнога экзамену па вучэбным прадмеце “Матэматыка” за перыяд навучання і выхавання на ІІ ступені агульнай сярэдняй адукацыі, 2020 г.
  7. Атлас. Гісторыя Беларусі 1917 г. – пачатак ХХІ ст. 9 клас. 2019 г.
свернуть

Паважаныя чытачы!

развернуть

Для вас дзейнічаюць выставы ў вучэбнай бібліятэцы

“2020 год – Год малой радзімы” – тэматычная выстава, якая прысвечана Году малой Радзімы, на якой прадстаўлена літаратура аб Дзяржынску і Дзяржынскім раёне.

“Сябруем з Законам. Твае правы і абавязкі” – прадстаўлена літаратура па правах і абавязках.

“Зрабі правільны выбар” – прадстаўлена літаратура па фарміраванню  здаровага ладу жыцця.

“Чытаем на роднай мове” – на выставе прадстаўлены вершы, казкі, апавяданні на беларускай мове.

“Сустракай - новая кніга” – пастаянна дзеючая выстава на якой прадстаўлены новыя паступленні кніг.

“У свеце прафесій” – прадстаўлена літаратура і даведачныя матэрыялы, якія дапамагаюць выпускнікам выбраць будучую прафесію.

Да 75-годдзя вызвалення Беларусі ад нямецка-фашысцкіх захопнікаў аформлена выстава  “Дзякуй салдатам Пабеды” -  на  выставе прадстаўлены мастацкія, дакументальныя, фотаматэрыялы аб Вялікай Айчыннай вайне.

свернуть

КАК ВЫБИРАТЬ КНИГИ

развернуть

В библиотеке собраны тысячи книг. Прочесть все невозможно!

Но ты сможешь читать:

- именно те, которые тебе по душе,

- как раз те, которые наилучшим образом помогают справляться с заданиями,

- только те, в которых содержатся правдивые и ясные ответы на твои вопросы,

- наверняка те, иллюстрации в которых доставляют радость и помогают лучше понимать мысли автора.

ЭТО ВОЗМОЖНО, ЕСЛИ ЧИТАТЕЛЬ ИЩЕТ И ВЫБИРАЕТ КНИГИ ПРАВИЛЬНО

БИБЛИОТЕКА ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ТЕБЕ МНОЖЕСТВО СПОСОБОВ ПОИСКА И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ВЫБОРА - ИСПОЛЬЗУЙ ИХ!

Правила поиска информации

ПРАВИЛО № 1 — читатель должен хорошо понимать, ЧТО ему нужно, О ЧЕМ он будет читать. ЯСНО И ЧЕТКО ОПРЕДЕЛИ ПРЕДМЕТ, ТЕМУ ЧТЕНИЯ, СОДЕРЖАНИЕ НЕОБХОДИМОЙ ИНФОРМАЦИИ.

ПРАВИЛО № 2 — читатель должен хорошо представлять, чего он ждет от книги, как использует полученную информацию.

ОБДУМАЙ, ЗАЧЕМ БУДЕШЬ ЧИТАТЬ И МЫСЛЕННО СФОРМУЛИРУЙ ЦЕЛЬ ЧТЕНИЯ.

ПРАВИЛО № 3 — читатель должен спланировать последовательность своих действий и выбрать самый короткий путь к книге.

ПРОДУМАЙ ХОД ПОИСКА И ОПРЕДЕЛИ ЕГО НАИЛУЧШИЙ ИСТОЧНИК.

КАК ВЫБРАТЬ КНИГУ

Перечитать все библиотечные книги не удалось никому. Да и нужно ли читать все без разбора? Удовольствие и пользу ты получишь от тех книг, которые выбрал с толком.

УЧИСЬ ИХ ИСКАТЬ и ВЫБИРАТЬ!

Первый шаг к книге надо сделать в уме — мысленно определить ЦЕЛЬ ЕЕ ЧТЕНИЯ. Задай себе вопрос: «Зачем я буду читать?»

Ты сформулировал для себя ответ? Да. Значит, ты готов ко второму шагу. Теперь тебе предстоит определить, КАКИМ ОБРАЗОМ ОТЫСКАТЬ ее побыстрее.

Тот, кто думает, что достаточно подойти к стеллажам, и нужная книга сама окажется в руках, ошибается. Сделать верный шаг к нужной книге — это значит:

ТОЧНО ОПРЕДЕЛИТЬ ИСТОЧНИК ЕЕ ПОИСКА ИЛИ ВЫБОРА.

ЕСЛИ ТЫ НЕ ЗНАЕШЬ, ЧТО ЛУЧШЕ СДЕЛАТЬ, ПОСОВЕТУЙСЯ С БИБЛИОТЕКАРЯМИ!

СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ АППАРАТ БИБЛИОТЕКИ (СБА) - ЭТО:

- АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ

- СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КАТАЛОГ

-ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОТЕКИ и ПАПКИ

- ЭНЦИКЛОПЕДИИ, СПРАВОЧНИКИ, СЛОВАРИ

- БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ УКАЗАТЕЛИ

 

КОМУ И ЗАЧЕМ НУЖЕН СБА?

ОН ПОМОГАЕТ ТОМУ, КТО

— подбирает литературу по личным вкусам и интересам,

— хочет хорошо выполнять домашние задания, писать содержательные сочинения и рефераты,

— стремится к самостоятельности суждений и занимается самообразованием.

 

КАК СБА ЭТО ДЕЛАЕТ?

АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ содержит сведения обо всех книгах библиотеки — он сразу отвечает на вопрос, есть ли в ней нужное издание.

СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КАТАЛОГ подсказывает читателю содержание книг — сведения о них расположены в нем по отраслям знания.

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОТЕКИ хранят журнальную и газетную информацию, ЭНЦИКЛОПЕДИИ, СПРАВОЧНИКИ, СЛОВАРИ содержат основные сведения о предметах, кратко объясняют их смысл и значения слов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ УКАЗАТЕЛИ дают советы о том, что читать.

ТОТ, КТО ИСПОЛЬЗУЕТ СБА, ИДЕТ К ЗНАНИЯМ КРАТЧАЙШИМ ПУТЕМ!

свернуть

Рэкамендацыйны спіс твораў для чытання па беларускай і рускай літаратуры

развернуть

Спіс твораў, рэкамендаваных для чытання летам. II клас.

(5–10 твораў на выбар вучня)

 

Беларуская літаратура

Беларуская народная казка «Стары бацька»

Беларуская народная казка «Ад крадзенага не пасыцееш»

Беларуская народная казка «Сляпы, глухі і бязногі»

В. Вітка «Чытанка-маляванка»

Я. Колас «Міхасёвы прыгоды»

Я. Пархута  «Казкі дзеда Яраслава»

М. Пазнякоў «Ехаў поўны воз дзівос». «Вершы, лічылкі, загадкі»

М. Пазнякоў «Загадкі з поля і градкі»

У. Паўлаў «Колькі гусей убачыў Яўсей? »

В. Гардзей «Зай, які лічыў варон»

М. Багдановіч «Мушка-зелянушка і камарык-насаты тварык»

Л. Прокша . «Прыгоды хлопчыка Бульбінкі»

У. Ліпскі «Наша Маша»

Часопіс «Вясёлка»

 

Русская литература

Русские народные сказки: «Кот, петух и лиса», «Мужик и медведь», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Кузьма Скоробогатый», «Снегурочка», «У страха глаза велики», «Мороз, ветер и солнце», «Морозко», «Волшебное кольцо»

А. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»

Ш. Перро «Кот в сапогах». «Спящая красавица»

Л. Толстой «Рассказы для детей»

А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

А. Барто «Стихи»

Б. Заходер «Стихи и сказки»

С. Козлов «Львёнок и Черепаха»

С. Маршак «Вот какой рассеянный». «Мастер-ломастер». «Мастерская в кармане» и др. стихи

С. Михалков «Дядя Стёпа – ветеран». «Три поросёнка». «Сами виноваты»

Н. Носов «Мишкина каша». «Заплатка». «Фантазеры». «Живая шляпа»

В. Сутеев «Сказки»

Э. Успенский «Про Веру и Анфису». «Дядя Фёдор, пёс и кот»

К. Чуковский Сказки. Стихи

Э. Шим «Лесные сказки». «Приключения зайца»

В. Бианки «Хвосты». «Приключения муравьишки»


Спіс твораў, рэкамендаваных для чытання летам.  III клас.

(5–10 твораў на выбар вучня)

 

Беларуская літаратура

А. Вольскі «Сцяпан-вялікі пан»

Р. Iгнаценка «Апавяданнi»

А. Савiцкi «Радасцi i нягоды залацiстага карасiка Бублiка»

Ул. Ягоÿдзiк «Творы пра жывёл»

Творы I. Аношкiна, Я. Бяганскай,  П. Кавалёва пра дзяцей.

Вершы К. Камейшы, В. Гардзея аб прыродзе i роднай зямлi

М. Чарняўскі «Акадэмія на колах». «Добры доктар». «Казакі-памочнікі». «Вясёлка над полем»

В. Хомчанка «Сустрэча з цудам». «Білеты ў цырк». «Дождж». «Шырокая вуліца». «Дзве Дашы»

Ул. Карызна «Зямля – два паўшар'і»

Часопіс «Вясёлка»

 

Русская литература

С. Аксаков «Аленький цветочек»

Ш. Перро «Сказки» 

Г. Х. Андерсен «Русалочка». «Стойкий оловянный солдатик»

А. Милн «Винни-Пух и все-все-все» 

В. Гауф «Маленький Мук»  

П. Ершов «Конёк-Горбунок»

В. Гаршин «Лягушка-путешественница» 

Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья». «Вниз по волшебной реке»

К. Паустовский «Стальное колечко» 

Ю. Дмитриев «О природе для больших и маленьких» 

В. Бианки «Лесные сказки и рассказы».

Э. Шим «Рассказы и сказки о природе». «Сказки, найденные в траве»

В. Драгунский «Денискины рассказы» 

А. Гайдар «Чук и Гек» 

С.Михалков «Мой щенок». «Праздник непослушания»

С. Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями» 

Д. Даррел «Моя семья и другие звери» 

Д. Харрис «Сказки дядюшки Римуса»


Спіс твораў, рэкамендаваных для чытання летам.  IV клас.

(5–10 твораў на выбар вучня)

 

Беларуская літаратура

У. Шахавец «Светлая раніца»

А. Якаўлева «Мае сябры – басаногія»

А. Вольскі «Ад А да Я прафесія мая»

А. Дзеружынскі «Той, хто працуе»

К. Кірэенка «Вучуся ў таты»

К. Камейша «Добры дзень, шафёр»

М. Маляўка «Як дом будавалі»

Я. Брыль «Сняжок і Волечка»

Я Бяганская «Сланечнікі»

П. Кавалёў «Малы мужчына»

У. Ляўданскі «Яшка прыляцеў»

А. Паскробышаў «Міколка-паляўнічы»

П. Прануза «Фарбы восені»

П. Сушко  «Карагод у агародзе»

К. Жук «Шпак купіў магнітафон»

А. Дудараў «Мурзік і Піня»

Ф Казлоўскі «Мурашык-кусачык»

У. Шайдаў «Сарока-вартаўніца». «Бярозавы дождж»

Р. Ігнаценка «Карабель вясны»

Я Купала «Мой край»

Г.Марчук «Добрае сэрца»

Л. Шырын «Ясь, жалейка і вясна»

Э. Агняцвет Вершы, казкі

У. Ягоўдзік «Свята летаўца: апавяданні, аповесці, казкі»

С. Давідовіч «Дзівос з дзівосаў»

Часопіс «Вясёлка»

 

Русская литература

Русские народные сказки: «Морской царь и Василиса премудрая», «Семь Симеонов», «Каша из топора», «Марья Моревна», «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо», «Солнце, Месяц и Ворон Воронович»

Былины в пересказе для детей: «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча». «Алёша Попович и Тугарин Змеевич»

А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

А. Чехов «Белолобый»

Н. Носов. Рассказы

Р. Э. Распе «Приключения барона Мюнхаузена»

А. Волков «Волшебник Изумрудного города»

Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла?» и др.

А. Линдгрен «Пеппи Длинный чулок», «Три повести о Малыше и Карлсоне»

Сказки братьев Гримм

Л. Пантелеев «Честное слово». «Про Белочку и Тамарочку»

Дж. Родари «Планета Новогодних елок»

В. Некрасов «Приключения капитана Врунгеля»

С. Маршак «Двенадцать месяцев». «Рассказ о неизвестном герое»

Э. Успенский «Меховой интернат». «Привидение из Простоквашино»

С. Козлов «Сказки» 

Рассказы о природе В. Бианки, Е. Чарушина, М. Пришвина, Г. Скребицкого

К. Паустовский «Заячьи лапы». «Барсучий нос». «Кот-ворюга»


Спіс твораў, рэкамендаваных для чытання летам. V клас.

(6 – 10 твораў на выбар вучня)

 

Беларуская літаратура

В. Адамчык «Сонечны зайчык»

Беларускія народныя казкі

«Бяздоннае багацце: легенды, паданні, сказы» (уклад. А. Гурскі)

Я. Брыль «Цюцік»

Э. Валасевіч «Дняпроўскі чарадзей»

А. Грачанікаў «Казка пра Івана-ганчара і пачвару цара»

У. Дубоўка «Як сінячок да сонца лётаў»

М. Зарэмба «Паддаўкі», «Арэхавы Спас»

Карусь Каганец «Скрыпач і ваўкі»

У. Караткевіч «Чортаў скарб», «Кацёл з каменьчыкамі»

Якуб Колас «Што яны страцілі», «Стары лес»

М. Лынькоў «Міколка-паравоз»

А. Масла «Таямніца закінутай хаты»

«Прыстань ваўкалакаў: чарадзейныя казкі» (уклад. А. Гурскі)

А. Якімовіч «Рыжык», «Залатая дзіда»

А. Грачанікаў «Мова», Я. Крупенька «Ёсць у кожнага з нас…», Я. Янішчыц «Мова», П. Броўка «Кропля», А. Грачанікаў «Зоры спяваюць»,«Як ападае ліст...», А. Астрэйка «Над ракой»

 Беларускія народныя казкі «Як Сцёпка з панам гава­рыў», «Залатая яблынька»; руская народная казка «Воўк і сабака»

Легенды «Пестунь», «Лазовы куст»

П. Сіняўскі «Зачараваная гаспадарка»

А. Федарэнка «Пад­слуханая казка»

М.Лужанін «Добры хлопец Дзік»

У. Караткевіч. «Былі ў мяне мядзведзі»

М. Лынькоў. «Пра смелага ваяку Мішку і яго слаўных таварышаў»

 

Русская литература

Сказки А.С.Пушкина

В.Г. Короленко «Дети подземелья»

А.Толстой «Детство Никиты»

А.П.Чехов «Мальчики»

В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»

В.И. Белов «Скворцы»

Ф.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла», «День Чика»

К.Г. Паустовский «Мещёрская сторона»

М.М. Пришвин «Кладовая солнца»

И.С. Тургенев «Муму»

Л.Толстой «Кавказский пленник»

Н.А.Кун «Легенды и мифы Древней Греции»

А.И. Гайдар «Тимур и его команда»

А.И. Куприн «Белый пудель», «Чудесный доктор»

К.Булычёв «Девочка с Земли», «Миллион приключений»

А.Г. Алексин «Самый счастливый день»

Л.Н. Андреев «Петька на даче»

В.П. Крапивин «Валькины друзья и паруса»

Г.Мало «Без семьи»

В.П. Астафьев «Васюткино озеро»

А.Н. Рыбаков «Кортик», «Бронзовая птица»

В.П. Крапивин «Та сторона, где ветер»

 

Замежная літаратура

(дазваляецца чытаць творы ў перакладзе на беларускую або рускую мовы)

Браты Грым «Казкі»

Д. Зальтэн «Бэмбі»

Д. Р. Кіплінг «Маўглі»

А. Ліндгрэн «Браты Львінае Сэрца»

Э. Распэ «Прыгоды барона Мюнхаўзена»

Х.К. Андерсен «Сказки»

А.Линдгрен «Расмус-бродяга»

М.Твен «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна»

Дж. Свифт «Гулливер в стране лилипутов»

Е.Л.Шварц «Рассеянный волшебник»

В.Гауф «Карлик нос», «Маленький Мук»

Р.Киплинг «Сказки джунглей»

О.Уайльд «Мальчик–звезда»


Спіс твораў, рэкамендаваных для чытання летам. VI клас.

(7 – 10 твораў на выбар вучня)

 

Беларуская літаратура

Р. Баравікова. «Казкі астранаўта».

Я. Брыль. «Маці», «Ветэрынар».

У. Бутрамееў. «Вялікія і славутыя людзі беларускай зямлі».

А. Бутэвіч. «У гасцях у вечнасці».

В. Вітка. «Трывога ў Ельнічах».

В. Вольскі. «Падарожжа па краіне беларусаў».

А. Вялюгін. «Дзіва».

Я. Колас. «На чужым грунце», «Купальскія светлякі».

Я. Маўр. «У краіне райскай птушкі»: аповесці, апавяданні.

І. Мележ. «Здарэнне».

А. Наварыч. «Памалюся Перуну, пакланюся Велясу».

І. Навуменка. «Дзяцінства», «Пераломны ўзрост» «Ніколі не забудзем».

А. Пальчэўскі. «Рэкс і Казбек».

І. Пташнікаў. «Арчыбал».

В. Стома. Зб. «У нерушы дзікай прыроды».

І. Сяркоў. «Мы з Санькам у тыле ворага».

С. Тарасаў. «Фрэскі».

А. Федарэнка. «Шчарбаты талер».

М. Чарняўскі. «Вогнепаклоннікі», «Страла расамахі».

У. Шыцік. «Зорны камень».

А. Якімовіч. «Эльдарада просіць дапамогі».

 

Замежная літаратура

(дазваляецца чытаць творы ў перакладзе на беларускую або рускую мовы)

Р. Стывенсан «Востраў скарбаў».

М. Сцюарт «Людвік і зорны конь».

Д. Фінемар «Сказ пра Робіна Гуда».


Спіс твораў, рэкамендаваных для чытання летам. VII клас.

(7 – 10 твораў на выбар вучня)

 

Беларуская літаратура

В. Адамчык «Урок арыфметыкі»

У. Аляхновіч «Першае каханне»

Р. Баравікова «Казкі астранаўта»

В. Быкаў «Альпійская балада»

А. Васілевіч «Пачакай, затрымайся...»

У. Дамашэвіч «Абуджэнне»

А. Камароўскі «Бусел»

У. Караткевіч «Кніганошы»

А. Кобец-Філімонава «Жаваранкі над Хатынню»

А. Марціновіч «Гістарычныя постаці»

П. Місько «Эрпіды на планеце Зямля»

А. Наварыч «Антонік»

І. Пташнікаў «Ільвы»

Я. Сіпакоў «Зялёны лісток на планеце Зямля»

А. Федарэнка «Шчарбаты талер»

В. Хомчанка «Звон пад зямлёй»

У. Шыцік «Кіб загаварыў апоўначы»

Янка Брыль «Сірочы хлеб»

Леанід Дайнека «Меч князя Вячкі» (урыўкі з рамана)

Я.Колас «Новая зямля», «Сымон-музыка» (урыўкі з паэм)

М.Багдановіч «Музыка»

Т. Хадкевіч «Крынічка», В. Зуёнак. «З вайны сустрэлі ма­цяркі сыноў...»

I. Навуменка «Настаўнік чарчэння», А. Васілевіч «Горкі ліпавы мёд»«

Янка Маўр «Палескія рабінзоны».

А. Разанаў «У парку», Я. Сіпакоў «Спяць у снарадах...»


Спіс твораў, рэкамендаваных для чытання летам. VIII клас.

(8 – 12 твораў на выбар вучня)

 

Беларуская літаратура

В. Адамчык «Дзікі голуб»

А. Бадак «Адзінокі васьмікласнік хоча пазнаёміцца»

П. Васючэнка Зб. «Жылі-былі паны Кубліцкі ды Заблоцкі»

С. Дзяргай «Чатыры стыхіі»

А. Камароўскі Зб. «Пенальці» (адно з апавяданняў)

К. Камейша «Кубак блакіту»

В. Карамазаў «Прыліпала»

У. Караткевіч «Лісце каштанаў»

А. Масарэнка «На бабровых тонях»

П. Місько «Грот Афаліны»

М. Мятліцкі «Чаканне сонца»

Л. Рублеўская «Сэрца мармуровага анёла»

А. Сербантовіч «Пярсцёнак»

М. Стральцоў «Адзін лапаць, адзін чунь»

Р. Стывенсан «Чорная страла»

М. Федзюковіч Зб. «Краса дзён»

I. Чыгрынаў «Бульба»

Я. Янішчыц «Зорная паэма»

Аляксей Дудараў «Вечар»

Уладзімір Караткевіч «Нельга забыць»

асіль Быкаў «Жураўліны крык», «Страта»

М. Багдановіч «Вечар на захадзе ў попеле тушыць...», В. Зуёнак «Над зямлёю шугае верасень...», А. Наўроцкі «Ча­тырохгранная ваза», А. Міцкевіч «Да Нёмана», В. Зуёнак. «Дала прырода мне ваду і цвердзь...», Л. Дайнека. «За крокам крок. I дзень за днём...», М. Шушкевіч. «Ты мне вясною прыснілася»

А. Салтук Збор­нік «На далонях жыцця»

В. Вольскі «Нес­церка» або Г. Марчук «Новыя прыгоды Несцеркі»

 

Русская литература

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Бунин И.А. «Эсхил»

Пушкин А.С. «Редеет облаков летучая гряда», «К морю», «Узник», «Сожженное письмо», «Цыганы»

Лермонтов М.Ю. «Ангел», «Узник», «Завещание», «Она не гордой красотою…», «Выхожу один я на дорогу…», «Молитва», «Воздушный корабль», «Нет, не тебя так пылко я люблю…»

Гоголь Н.В. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», « «Портрет», «Нос»

Некрасов Н.А. «Плач детей», «Внимая ужасам войны…», «Русские женщины», «Мороз, Красный нос», «В дороге»

Тургенев И. «Ася», «Вешние воды», стихотворения в прозе

Чехов А.П. «Переполох», «Тоска», «Злоумышленник», «Кухарка женится», «Душечка»

Короленко В.Г. «Парадокс», «Слепой музыкант»

Горький М. «Старуха Изергиль»,«Макар Чудра»

Маяковский В. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Хорошее отношение к лошадям», «Послушайте!», «Сергею Есенину»

Васильев Б. «А зори здесь тихие», «В списках не значился», «Завтра была война»

Воробьев К. «Убиты под Москвой»

Фадеев А. «Молодая гвардия».

Заболоцкий Н. «Смерть врача», «Некрасивая девочка», «О красоте человеческих лиц», «Не позволяй душе лениться», «Утро», «Бетховен», «Я не ищу гармонии в природе»

Шукшин В.М. «Обида», «Срезал»

Казаков Ю. «Голубое и зеленое», «Манька», «Некрасивая», «Траливали»

Ефремов И. «Туманность Андромеды»

Чергинец Н.И. «Вам задание»

Аврутин А.Ю. «Стирка», «Эти светлые названия белорусской стороны»

Замежная літаратура

(дазваляецца чытаць творы ў перакладзе на беларускую або рускую мовы)

Эсхил «Прометей Прикованный»

Шекспир У. «Ромео и Джульетта»

Шэкспір У. «Санет»

Саймак К. «Когда в доме одиноко»

Джаваньёлі Р. «Спартак»

Дзюма А. «Тры мушкецёры»

Пецёфі Ш. «Патрыятычная песня»

Верлен П. «Шарая гадзіна»

Шылер Ф. «Кубак»

Русская литература

Лермонтов М.Ю.»Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Мцыри»

Пушкин А.С. «Капитанская дочка»

Жуковский В.А. «Лесной царь», «Эолова Арфа»

Толстой А.К. «песня о Гаральде и Ярославне», «Курган»

Гоголь Н.В. «Ревизор»

Салтыков-Щедрин М.Е. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Островский А.Н. Снегурочка»

Толстой Л.Н. «После бала», «Отрочество»

Горький М. «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике», «Сказки об Италии», «В людях»

Грин А. «Алые паруса»

Шварц Е.Л. «Обыкновенное чудо»

Твардовский А. «Василий Теркин»

Паустовский К. «Телеграмма»

Платонов А. «Неизвестный цветок»

Фраерман Р. «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»

Киселев В. «Девочка и птицелет»

Каверин В. «Два капитана»

Айтматов Ч.А. «Ранние журавли»

Ефремов И.А. «на краю Ойкумены

Стругацкие А.Н. и Б.Н. «Стажеры»

Булычев К. «Поселок»

 

Замежная літаратура

(дазваляецца чытаць творы ў перакладзе на беларускую або рускую мовы)

Лондон Дж. «Зов предков»

Экзюпери А. «Маленький принц»

Ж. Верн «Таямнічы востраў»

Д. Лондан «Белы клык»

свернуть