Сборник анкет и опросников
по вопросам профориентации
АНКЕТА ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ
Инструкция:
Ответьте на вопросы предлагаемой анкеты по профессиональному самоопределению.
- Выбрали ли вы свою будущую профессию?
- Назовите выбранную вами профессию.
- Если вы еще не выбрали профессию, то какие профессии вам нравятся?
- Ваши намерения после окончания школы:
а) Буду работать.
б) Попробую поступить в техникум, ПТК, ВУЗ.
в) Затрудняюсь ответить.
- Назовите источники ваших знаний о профессии.
- По какому профилю вы собираетесь продолжить трудовое обучение в старших классах?
- Почему вы выбрали именно этот профиль обучения?
- Как вы связываете профиль трудового обучения со своей будущей работой?
а) Буду работать по этой специальности.
б) Постараюсь приобрести похожую специальность.
в) Буду учиться по родственной специальности.
г) Буду учиться по этой специальности.
д) Выберу другую специальность.
е) Затрудняюсь ответить.
- Хотели бы вы изменить профиль трудового обучения?
а) Да.
б) Нет.
в) Не знаю.
- Предпринимаете ли вы что-нибудь для подготовки себя к будущей профессии?
а) Не вижу в этом необходимости.
б) Хотелось бы что-нибудь сделать, но не знаю, с чего начать.
в) Частично готовлюсь.
г) Да, готовлюсь к будущей профессии.
- Если вы готовитесь к будущей профессии, то укажите, каким образом вы это делаете.
- Если бы вам представилась возможность, выбрали бы вы вновь тот же профиль трудового обучения?
а) Да.
б) Нет.
в) Не знаю.
- Какими, по вашему мнению, основными качествами должен обладать специалист той профессии, которую вы хотите выбрать?
- Какими из этих качеств вы обладаете?
- Что вы могли бы порекомендовать прочесть о выбранной вами профессии?
- Нравится ли вам профиль вашего трудового обучения?
а) Очень нравится.
б) Скорее нравится, чем не нравится.
в) Отношусь безразлично.
г) Скорее не нравится.
д) Совершенно не нравится.
е) Не могу сказать.
- Если вы не сможете после окончания школы сразу реализовать свои профессиональные намерения, что будете делать?
АНКЕТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
- Какая профессия тебя больше всего привлекает, почему?
- Чем эта профессия лучше других?
- Знаком ли ты с людьми, которые овладели этой профессией, с кем именно?
- Какие обязанности у людей этой профессии?
- Видел ли ты продукцию труда избранной профессии?
- Как ты думаешь, какие трудности встретишь при получении этой профессии?
- Что ты предпримешь для того, чтобы освоить эту профессию?
- Какую профессию тебе советуют избрать родители?
АНКЕТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ ИНТЕРЕСОВ
- Назови профессии:
а. отца
б. матери
в. других родственников
- Довольны ли они своей профессией, чем именно.
- Если не довольны, то почему.
- А тебе нравятся профессии твоих близких.
- Что ты знаешь об их профессиях.
- Какие поощрения они имели за свой труд, за что именно.
- Хотел бы ты приобрести профессию кого-либо из них.
- Как ты считаешь, какие профессии нужны в наше время обществу, стране.
АНКЕТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Любите ли вы? Нравится ли вам?
- Читать книги типа «Занимательная физика», «Физики шутят».
- Читать книги типа «Занимательная математика», «Математические досуги».
- Интересоваться вопросами экономической географии, сообщениями в печати об экономических показателях работы предприятии, развития отраслей хозяйства.
- Читать журналы «Юный техник», «Техника молодежи», знакомиться с достижениями в области техники, радиоэлектроники по публикациям в научно-популярных журналах.
- Читать об открытиях в химии, о жизни и деятельности выдающихся химиков.
- Читать о жизни растений и животных.
- Читать о том, как люди научились бороться с болезнями, о врачах, о достижениях в области медицины.
- Знакомиться с различными странами по описаниям и географическим картам.
- Читать книги об исторических личностях и событиях.
- Читать произведения классиков мировой литературы.
- Интересоваться историей развития искусства, слушать оперную, симфоническую, джазовую музыку.
- Читать книги о жизни школы (о работе воспитателя, учителя, пионервожатого).
- Интересоваться искусством кулинарии, моделирования одежды, конструирования мебели.
- Читать книги о войнах и сражениях.
- Читать спортивные газеты, журналы, книги о спорте и выдающихся спортсменах.
- Интересоваться научно-популярной литературой о физических открытиях, о жизни и деятельности выдающихся физиков.
- Читать научно-популярную литературу о математических открытиях, о жизни и деятельности выдающихся математиков.
- Изучать вопросы промышленности, сельского хозяйства, других отраслей хозяйства, узнавать о достижениях в области планирования и учета на предприятии.
- Посещать технические выставки или слушать (смотреть) передачи о новинках техники.
- Находить химические явления в природе, проводить опыты по химии, следить за ходом химических реакций.
- Изучать ботанику, зоологию, биологию.
- Знакомиться с особенностями строения и функционирования человеческого организма.
- Узнавать об исследованиях новых месторождений полезных ископаемых.
- Обсуждать текущие политические события за рубежом.
- Читать литературно-критические статьи.
- Обсуждать кинофильмы, театральные постановки, художественные выставки.
- Обсуждать вопросы воспитания детей и подростков, узнавать, как можно помочь кому-нибудь из друзей, одноклассников, младших исправить свое поведение.
- Заботиться об уюте в доме, в классе, школе приводить в порядок свое помещение.
- Знакомиться с военной техникой.
- Ходить на матчи и спортивные состязания.
- Проводить опыты по физике.
- Решать математические задачи.
- Точно вести расчеты своих денежных доходов и расходов, знать бюджет семьи.
- Читать технические чертежи и схемы. Разбираться в схемах радиоаппаратуры и др.
- Готовить растворы, взвешивать реактивы.
- Работать в саду, на огороде, ухаживать за растениями. животными.
- Изучать причины возникновения разных болезней.
- Собирать коллекцию минералов.
- Изучать историю возникновения народов и государств.
- Изучать иностранные языки.
- Декламировать, петь, выступать на сцене.
- Читать книги малышам, помогать им что-нибудь делать, рассказывать им сказки.
- Шить, вязать, вышивать, готовить пищу, изготовлять, совершенствовать или ремонтировать домашние бытовые приборы и устройства, мебель и т.п.
- Принимать участие в военизированных походах.
- Играть в спортивные игры.
- Заниматься в физическом кружке.
- Заниматься в математическом кружке.
- Интересоваться стоимостью товаров, пытаясь понять вопросы ценообразования, заработной платы, организации труда.
- Собирать и ремонтировать разные механизмы, исправлять электроприборы и повреждения в электросети.
- Заниматься в химическом кружке (изучать факультатив по химии).
- Заниматься в биологическом кружке.
- Знакомиться с работой медсестры и врача.
- Составлять геологические и географические карты.
- Посещать исторические музеи, знакомиться с памятниками культуры, участвовать в археологических экспедициях.
- Письменно излагать свои мысли, наблюдения, вести дневник.
- Заниматься в драматическом кружке.
- Объяснять товарищам, как выполнять учебные задания, если они испытывают в них затруднения.
- Оказывать людям различные услуги (починить обувь, сделать фотографию, помочь красиво уложить волосы и т.п.).
- Участвовать в военных играх и походах.
- Принимать участие в спортивных соревнованиях.
- Участвовать в физических олимпиадах.
- Участвовать в математических конкурсах, олимпиадах.
- Посещать «Школу бизнеса», «Школу прикладной экономики», кружки «Юный менеджер», «Юный предприниматель» и др.
- Изготовлять модели самолетов, планеров, кораблей, собирать радиоприборы или какие-либо другие конструкции.
- Участвовать в химических олимпиадах.
- Участвовать в биологических олимпиадах.
- Ухаживать за больными.
- Помогать старшим или самим производить топографическую съемку местности.
- Выступать с сообщениями по истории, заниматься в историческом (или археологическом) кружке.
- Заниматься в литературном или лингвистическом кружке.
- Играть на музыкальных инструментах, рисовать, резать по дереву.
- Заниматься с младшими школьниками.
- Постоянно общаться со многими и разными людьми.
- Быть организатором (командиром) в играх и походах.
- Заниматься в спортивной секции.
- Выступать с докладами о новых физических открытиях, организовывать конкурсы КВН по физике.
- Организовывать математические конкурсы.
- Принимать участие в конкурсах юных экономистов.
- Заниматься в кружке технического творчества.
- Принимать участие, помогать старшим в организации вечера типа «Химия вокруг нас».
- Проводить опытническую работу по биологии.
- Заниматься в кружке санитаров.
- Участвовать в географических или геологических экспедициях.
- Принимать участие в организации походов по родному краю.
- Писать сценарии к литературному вечеру
- Посещать театры, музеи, выставки.
- Заниматься с младшими братьями и сестрами.
- Дарить подарки, сделанные своими руками.
- Изучать военное дело.
- Тренировать младших в секциях, спортивных командах.
АНКЕТА СТАРШЕКЛАССНИКА
Уважаемый старшеклассник! Просим тебя обвести номер ответа, который тебе подходит больше всего или написать свой ответ в свободной строке.
- Какая профессия (или профессии) тебя привлекает(ют) больше всего?
- Что повлияло на то, что тебе нравится именно эта профессия (профессии)?
возможность творчества;
нравится само содержание работы;
возможность профессионального продвижения и карьеры;
возможность уехать, жить в другом месте, каком, напиши________________;
возможность в последующем найти работу у себя дома, вернуться домой;
мнение друзей;
пример авторитетного человека, кого, напиши __________________________;
престиж профессии в обществе;
возможность хорошо зарабатывать;
с такой профессией ты никогда не станешь безработным;
совет родителей и (или) родственников;
ваши способности к данному виду деятельности
что-нибудь еще, что, напиши_________________________________________
- Достаточно ли у тебя информации о той профессии (профессиях), которые тебя привлекают?
- Знаю все о той профессии (профессиях), которые нравятся
- В принципе, знаю, но хотел бы знать больше
- Информации недостаточно, хотел бы многое узнать
- Если у тебя недостаточно информации по профессии, которая тебе нравится, то что бы ты хотел о ней узнать?______________________________
- Из каких источников ты получил информацию о профессии, которая тебе нравится?
из средств массовой информации;
в школе (от учителей, специалистов, лекций, бесед);
из рассказов родителей или родственников;
из экскурсий на предприятия;
сам пробовал работать, участвовал, помогал, наблюдал
откуда еще ты знаешь о профессии, которую выбрал?____________________
- Куда ты собираешься поступать после школы? _______________________
- Почему ты выбрал это учебное заведение? (можно выбрать несколько вариантов ответа)
престижно;
возможность получить выбранную профессию;
за компанию с другом;
легко поступить;
близкое расположение к дому;
посоветовали родители, родственники;
почему еще, напиши______________________________________________
Благодарим за участие в опросе!
АНКЕТА СТАРШЕКЛАССНИКА
Уважаемый старшеклассник! Сделать выбор будущей профессии – очень ответственное решение. Волнуются все – родители, учителя и, конечно, сами старшеклассники. Вам советуют, рекомендуют, но выбирать Вам предстоит САМОСТОЯТЕЛЬНО, так как это ВАША ЖИЗНЬ. Чтобы помочь Вам правильно сориентироваться в выборе, узнать Ваши затруднения, проводится данный опрос. Просим Вас обвести номер ответа, который тебе подходит больше всего или написать свой ответ в свободной строке.
- Какую профессию (или профессии) Вы для себя выбираете (перечислите не более 2-х)
- Что привлекает Вас в выбранной профессии (отметьте не более 3-х позиций):
а) социальная престижность;
б) зарплата;
в) возможность иметь свободное время;
г) возможность сделать карьеру;
д) возможность развить свои способности, какие, напишите__________________________________________________________
е) интеллектуальный характер профессии;
ж) возможность командовать другими;
з) творческий характер профессии;
и) возможность приносить людям пользу;
к) возможность общения с людьми;
л) сложность профессии;
м) иное…что именно? ____________________________________________
(назовите)
- Что, по Вашему мнению, Вы сможете дать обществу, выбирая эту профессию? _______________________________________________________
- Назовите учебное заведений, в котором Вы собираетесь продолжить образование _______________________________________________________
- Какие экзамены Вам предстоит сдавать? _________________________________________________________________
- Как Вы готовитесь к поступлению в ВУЗ? (выделите не более 3-х позиций)
а) изучаете индивидуальные особенности своей личности;
б) интересуетесь требованиями к выбранной профессии;
в) изучаете свои личные затруднения, их причины;
г) знакомитесь с учебными заведениями и правилами приема («Дни открытых дверей»);
д) читаете справочники для поступающих в ВУЗы, ССУЗы;
е) начали заниматься с преподавателями вне школы или посещаете курсы __________________________________________________________________
(какие предметы – перечислите)
- Из каких источников, от кого Вы черпаете информацию о будущей профессии?
а) родители;
б) родственники;
в) учителя;
г) воспитатели;
д) друзья;
е) телевидение, радио;
ж) газеты, журналы;
з) иное…что именно? (назовите источники)_________________________________________________________
- Что рекомендуют родители:
Мама _________________________________________________________________
Папа __________________________________________________________________
Желаем успеха в выборе и освоении профессии!
АНКЕТА ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКА
Ф И О
- Дата рождения ___________________________________________________
- Какую профессию вы выбрали, напишите? ___________________________
- В какое учебное заведение вы намерены поступить?_________________________________________________________
- Какую профессию Вам советуют выбрать:
родители__________________________________________________________
учителя __________________________________________________________________
друзья_____________________________________________________________
- Какие школьные предметы вам нравятся больше всего?_____________________________________________________________
- Чем вы любите заниматься в свободное время?____________________________________________________________
- Какая область деятельности вас больше интересует? (нужное подчеркнуть)
а) естественно - научная (математика, физика, химия, биология, медицина, геология, сельское хозяйство)
б) общественно-научная (история, философия, экономика, право)
в) гуманитарная (литература, журналистика, лингвистика, педагогика, психология)
г) определённые интересы отсутствуют
- В каких кружках вы занимаетесь?__________________________________
- Какие профессии вас привлекают? Назовите их_______________________
АНКЕТА «ВЫБОР ЖИЗНЕННОГО ПУТИ»
Анкетирование проводится с целью оказать Вам помощь в профориентации. Пожалуйста, наберитесь терпения и будьте внимательны при заполнении анкеты.
- Какие школьные предметы вам нравятся больше всего?_____________________________________________________________
- Какая область знаний, деятельности Вас больше интересует?
а) естественнонаучная (химия, биология, медицина, геология, сельское хозяйство)
б) точные науки (математика, физика)
в) общественно-научная (история, философия, экономика, право)
г) гуманитарная (литература, журналистика, психология, лингвистика)
д) искусство (музыкальное, театральное, изобразительное).
- Чем Вы любите заниматься в свободное время?____________________________________________________________
- В каких кружках вы занимаетесь?___________________________________
- Какие профессии вас привлекают? Назовите их________________________
- Знакомы ли Вы с положением на рынке труда города (района)? Знаете ли наиболее востребованные профессии в городе (районе)?__________________
- Определились ли Вы с выбором профессии?
Да. Нет. Затрудняюсь ответить.
- Что привлекает Вас в выбранной профессии?
Условия труда
Содержание работы, процесс деятельности
Материальная сторона, заработок
Возможность получения новых впечатлений
Спокойная работа
Высокая степень ответственности
Самостоятельное принятие решений
Возникновение сложных или даже опасных ситуаций
Возможность контактов с людьми
Возможность творческой деятельности
Частые командировки
Возможность создать что-либо своими руками
Работа на свежем воздухе
Романтичность
Полезность результатов
Независимость
Перспективность
Близость к месту жительства
Что еще привлекает?______________________________________________
- Какую профессию (специальность) вы выбрали? _____________________
- Если Вы не выбрали профессию (специальность), то по какой причине?
О выборе еще не думал(а).
Не знаю, какая специальность мне больше подходит.
Не уверен(а), что поступлю в учебное заведение по специальности, которая мне нравится.
Решение буду принимать в зависимости от оценок в аттестате.
Профессию выбрал(а), но не знаю соответствует ли она моим интересам и склонностям
Другое ___________________________________________________________
Еще не сделал(а) выбор между желаемой профессией и профессией, по которой можно сравнительно легко найти работу.
Другие причины (вписать, какие) _____________________________________
- Какие мероприятия по профориентации проводятся в вашем учреждении? (отметьте наиболее значимые варианты)
Беседы о профессиях, проводившиеся в школе.
Экскурсии на предприятия города.
Встречи с представителями различных профессий.
Проводимые в школе вечера, конкурсы, викторины.
Изучение информационных материалов по учебным заведениям.
Групповые и индивидуальные консультации специалистов.
Дни профориентации молодежи.
«Дни открытых дверей», проводимые учебными заведениями.
Другие мероприятия (впишите, какие)_______________________
- Какие вопросы по профориентации Вас интересуют, и Вы бы хотели получить на них ответ?_____________________________________________________________
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕВЯТИКЛАССНИКОВ
- Обсуждали Вы в своей семье вопрос будущей профессии Вашего ребенка?
- Едины ли Вы во взглядах на его будущую профессию со своей женой/мужем?
- Считаете ли Вы необходимым учитывать интерес самого ребенка при выборе его будущего?
- Кем Вы его видите в будущем?
- Будет ли он продолжать дальнейшее обучение в школе или будет получать профессию?
- Считаете ли Вы необходимым учитывать его склонности и способности при выборе профессии?
- Как Вы относитесь к посещению профконсультанта и психолога при выборе профессии?
- О профессиях в каких сферах деятельности для Вашего ребенка не может быть и речи?
- Какая помощь Вам нужна в решении данной проблемы?
- Считаете ли Вы необходимым поднимать эту проблему уже в 9-м классе?
АНКЕТА для родителей
Уважаемые родители!
Ваш ребенок заканчивает школу и ему предстоит выбрать профессию. Это трудный и ответственный шаг, влияющий на всю его дальнейшую жизнь. Педагог может подсказать Вашему ребенку, как сделать этот выбор более осознанно. Вы же в свою очередь можете помочь в этом, ответив на вопросы анкеты.
После каждого вопроса нашей анкеты мы предлагаем список возможных ответов, из которых Вы можете выбрать по своему усмотрению соответствующие Вашему мнению по предложенному вопросу, подчеркнуть их. В некоторых случаях можно дать несколько ответов.
- Выбрал ли Ваш сын (дочь) учебное заведение для продолжения образования?
а) да, выбрал;
б) выбрал, но еще колеблется;
в) не выбрал;
г) не знаю.
- В каком учебном заведении, по Вашему мнению, следует продолжать образование сыну (дочери)?
а) в профессиональном лицее, колледже;
б) в техникуме;
в) в школе.
- Как вы думаете, Ваше мнение совпадает с желанием сына (дочери) или нет?
а) полностью совпадает;
б) совпадает в основном;
в) трудно сказать (не знаем);
г) не совпадает.
- Если выбор дальнейшего места учебы сына или дочери не совпадает с Вашим намерением, как Вы к этому относитесь?
а) буду настаивать на своем;
б) буду просить изменить свое решение;
в) трудно сказать;
г) соглашусь с его выбором.
- Укажите, какие способности проявились у Вашего сына (дочери)?
а) технические;
б) математические;
в) литературные;
г) лингвистические (к языкам);
д) биологические;
е) педагогические;
ж) организаторские;
з) художественные;
и) музыкальные;
к) спортивные.
- В какой области деятельности Вы советуете заниматься в дальнейшем?
а) производство;
б) сфера обслуживания;
в) наука;
г) медицина;
д) педагогика;
е) административная деятельность;
ж) искусство;
з) спорт;
и) военное дело.
- Какие занятия более всего привлекают Вашего ребенка во внеурочное время?
а) углубленное изучение учебного предмета или области знаний;
б) посещение специальных школ, участие в олимпиадах;
в) работа в предметных и технических кружках;
г) занятия искусством, спортом, чтение, общественная работа, просмотр телепередач;
д) не имеет определенных занятий.
- Что, по Вашему мнению, должно определять выбор профессии?
а) мнение родителей;
б) интерес к профессии;
в) способность к данной профессии;
г) возможность профессионального роста;
д) потребности города в кадрах;
е) материальное благополучие;
ж) условия труда.
- Что Вы можете сказать о здоровье Вашего ребенка?
АНКЕТА ИЗУЧЕНИЯ ЖЕЛАЕМОГО СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА
Каждый человек хочет занять какое-то определенное положение в жизни. Чего ты ждешь от того положения в жизни, которое ты хочешь занять? Ответь, поставив рядом с каждым высказыванием один из баллов, которые означают:
- совсем неважно;
- довольно неважно;
- безразлично;
- довольно важно;
- очень важно.
Для меня важно, чтобы положение, которое я займу в жизни, обеспечило мне возможность:
Жить обеспеченной жизнью.
Руководить людьми.
Быть полезным людям.
Иметь много свободного времени.
Самому распоряжаться своим временем.
Видеть новые места, новых людей.
Применять свои возможности.
Быть высокооплачиваемым.
Продвигаться по службе.
Быть нужным людям.
Расходовать поменьше сил.
Самому решать, что и как нужно делать.
Быть окруженным людьми моего возраста.
Работать творчески.
Хорошо зарабатывать.
Добиться высокого положения в обществе.
Быть полезным обществу.
Заниматься чистой и легкой работой.
Ни от кого не зависеть.
Общаться с людьми.
Постоянно совершенствоваться
Обработка анкеты
На каждое ожидание приходится по три, утверждения; для того, чтобы определить значимость данного ожидания, для одного человека подсчитывается средний балл по трем высказываниям. Поскольку в анкете высказывания даны вразбивку, для определения значимости различных ожиданий следует подсчитывать средние значения по следующим группам высказываний:
самореализация -7, 14, 21;
заработок -1,8, 15;
карьера - 2, 9, 16;
альтруизм - 3, 10, 17;
условия труда - 4, 11, 18;
самостоятельность - 5,12,19;
общение - 6,13,20.
ОПРОСНИК «ОРИЕНТАЦИЯ»
Фамилия_________________________________________Имя___________________________Отчество________________________Пол (мужской/женский) Возраст________(лет)
ИНСТУКЦИЯ: напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующая степень вашего желания заниматься этим видом деятельности (0 – вовсе нет, 1 – пожалуй, так, 2 - верно, 3 – совершенно верно)
- Я хочу
(мне нравится, меня привлекает, я предпочитаю):
Обслуживать людей………………………………………………0 1 2 3
Заниматься лечением……………………………………………..0 1 2 3
Обучать, воспитывать………………………………………….....0 1 2 3
Защищать права и безопасность………………………………....0 1 2 3
Управлять людьми………………………………………………..0 1 2 3
|
Управлять машинами……………………………………………..0 1 2 3
Ремонтировать оборудования…………………………………….0 1 2 3
Собирать и налаживать технику………………………………….0 1 2 3
Обрабатывать материалы, изготавливать различные предметы и вещи………………………………………………………………..0 1 2 3
Заниматься строительством……………………………….……..0 1 2 3
|
Обрабатывать тексты и таблицы………………………………...0 1 2 3
Производить расчеты и вычисления…………………………….0 1 2 3
Перерабатывать информацию……………………..……………..0 1 2 3
Работать с чертежами, картами и схемами…………………..….0 1 2 3
Принимать и передавать сигналы и сообщения………………...0 1 2 3
|
Заниматься художественным оформлением…………………….0 1 2 3
Рисовать, фотографировать………………………..……………..0 1 2 3
Создавать произведения искусства……………………………....0 1 2 3
Выступать на сцене……………………………...…………...…...0 1 2 3
Шить, вышивать, вязать………………………………………..…0 1 2 3
|
Ухаживать за животными………………………..……………….0 1 2 3
Заготавливать продукты………………………………..………...0 1 2 3
Работать на открытом воздухе………………………………..….0 1 2 3
Выращивать овощи и фрукты……………………………..……..0 1 2 3
Иметь дело с природой………………………..………………….0 1 2 3
|
Работать руками……………………………………………….….0 1 2 3
Выполнять решения………………………………………..……..0 1 2 3
Воспроизводить имеющиеся образцы, размножать, копировать…………………………………………………………....0 1 2 3
Получать конкретный практический результат…...………….……0 1 2 3
Воплощать идеи в жизнь…………...………………………………..0 1 2 3
|
Работать головой……………………………..……………………...0 1 2 3
Принимать решения……………………………..…………………..0 1 2 3
Создавать новые образцы…………………….……………….…….0 1 2 3
Анализировать, изучать, испытывать, контролировать….……….0 1 2 3
Планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать, моделировать ………………………………………………………...0 1 2 3
|
- Я могу
(способен, умею, обладаю навыками):
Знакомиться с новыми людьми……………………………………0 1 2 3
Быть чутким и доброжелательным………………………………..0 1 2 3
Выслушивать людей………………………………………………..0 1 2 3
Разбираться в людях………………………………………………..0 1 2 3
Хорошо говорить и выступать публично…………………………0 1 2 3
|
Искать и устранять неисправности………………………………..0 1 2 3
Использовать приборы, машины, механизмы………………...….0 1 2 3
Разбираться в технических устройствах………………...………..0 1 2 3
Ловко обращаться с инструментами………………………………0 1 2 3
Хорошо ориентироваться в пространстве…………………...……0 1 2 3
|
Быть сосредоточенным и усидчивым………………………..……0 1 2 3
Хорошо считать в уме………………………………………..…….0 1 2 3
Кодировать информацию………………………………………..…0 1 2 3
Оперировать знаками и символами……………………………….0 1 2 3
Искать и исправлять ошибки………………………………..……..0 1 2 3
|
Создавать красивые, со вкусом сделанные вещи…………………………………………………...…………….0 1 2 3
Разбираться в литературе и искусстве………………….………...0 1 2 3
Петь, играть на музыкальных инструментах…………..…………0 1 2 3
Сочинять стихи, писать рассказы…………………..……………..0 1 2 3
Рисовать………………………………………………………..……0 1 2 3
|
Разбираться в животных или растениях…………….……….……0 1 2 3
Разводить растения или животных………………….….…………0 1 2 3
Бороться с болезнями, вредителями……………….…….………..0 1 2 3
Ориентироваться в природных явлениях………….….…………..0 1 2 3
Работать на земле…………………..……………………………….0 1 2 3
|
Быстро выполнять указания………………………………..………0 1 2 3
Точно следовать инструкциям………………………………...……0 1 2 3
Работать по заданному алгоритму………………………………….0 1 2 3
Выполнять однообразную работу………………………………….0 1 2 3
Соблюдать правила и нормативы…………………………………..0 1 2 3
|
Создавать новые инструкции и давать указания…………………..0 1 2 3
Принимать нестандартные решения………………………………..0 1 2 3
Легко придумывать новые способы деятельности …………...…..0 1 2 3
Брать на себя ответственность……………………………………...0 1 2 3
Самостоятельно организовывать свою работу…………………….0 1 2 3
|
АНКЕТА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ
- Какая профессия тебя привлекает?
- Что тебя в ней привлекает (отметить не более трех позиций):
– социальная престижность;
– зарплата;
– возможность сделать карьеру;
– возможность развить свои способности (назовите какие);
– интеллектуальный характер профессии;
– возможность командовать другими;
– творческий характер профессии;
– возможность приносить пользу людям;
– возможность общения с людьми;
– сложность профессии;
– другое ________________________________________.
- Как ты готовишься к поступлению в ВУЗ (выделить не более трех позиций):
– изучаете индивидуальные особенности своей личности;
– интересуетесь требованиями к выбранной профессии;
– знакомитесь с учебными заведениями и правилами приема;
– начали самостоятельно углубленно изучать предметы, необходимые для поступления;
– начали усиленно заниматься с репетиторами.
- Из каких источников, от кого ты получаешь информацию о будущей профессии?
– родители;
– родственники;
– друзья;
– СМИ;
– педагоги;
– знакомые.
- Что о твоем выборе говорят родители? _______________________________
- Что, выбирая эту профессию ты дашь обществу? ______________________
АНКЕТА ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛЫ
Учреждение
Класс
ФИО (полностью)___________________________________________________
- Чем бы Вы хотели заняться после окончания школы?
обучаться в ССУЗе работать
обучаться в ВУЗе служить в армии
хочу отдохнуть и развлечься иной вариант ________________________
- Определились ли Вы с выбором профессии, если да, каков Ваш выбор?
да
нет
- Кто повлиял (влияет) на Ваш выбор?
родители школа, учителя
наследственные задатки сверстники, друзья
материальное положение в семье СМИ
иной вариант ____________________________________________________
- В какое учебное заведение Вы планируете поступать? На какой факультет?
__________________________________________________________________
- Почему Вы выбрали это учебное заведение? __________________________
- Как Вы думаете, возможно ли в настоящее время трудоустроиться по выбранной Вами профессии?
да, легко
возможно
невозможно, т.к. в настоящее время эта профессия не требуется на рынке труда
- Почему вы выбрали именно эту профессию?_________________________
- Что вы знаете о выбранной Вами профессии?_________________________
- Как вы поступите в случае неудачи при поступлении в выбранное Вами учебное заведение? _________________________________________________
Спасибо за участие!
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Уважаемые родители!
Ваш ребенок оканчивает школу и ему предстоит выбрать профессию. Это трудный и ответственный шаг, влияющий на всю его дальнейшую жизнь. Педагог может подсказать Вашему ребенку, как сделать этот выбор более осознанно. Вы же в свою очередь можете помочь в этом, ответив на вопросы анкеты.
После каждого вопроса нашей анкеты мы предлагаем список возможных ответов, из которых Вы можете выбрать по своему усмотрению соответствующие Вашему мнению по предложенному вопросу, подчеркнуть их. В некоторых случаях можно дать несколько ответов.
Ваша фамилия, имя, отчество _________________ 1. Выбрал ли Ваш сын (дочь) учебное заведение для продолжения образования?
а) да, выбрал;
б) выбрал, но еще колеблется;
в) не выбрал;
г) не знаю.
- В каком учебном заведении, по Вашему мнению, следует продолжать образование сыну (дочери)?
а) в профессиональном лицее, колледже;
б) в техникуме;
в) в школе.
- Как вы думаете, Ваше мнение совпадает с желанием сына (дочери) или нет?
а) полностью совпадает;
б) совпадает в основном;
в) трудно сказать (не знаем);
г) не совпадает.
- Если выбор дальнейшего места учебы сына или дочери не совпадает с Вашим намерением, как Вы к этому относитесь?
а) буду настаивать на своем;
б) буду просить изменить свое решение;
в) трудно сказать;
г) соглашусь с его выбором.
- Укажите, какие способности проявились у Вашего сына (дочери)?
а)технические;
б) математические;
в) литературные;
г) лингвистические (к языкам);
д) биологические;
е) педагогические;
ж) организаторские;
з) художественные;
и) музыкальные;
к) спортивные.
- В какой области деятельности Вы советуете заниматься в дальнейшем?
а) производство;
б) сфера обслуживания;
в) наука;
г) медицина;
д) педагогика;
е) административная деятельность;
ж) искусство;
з)спорт; и) военное дело.
- Какие занятия более всего привлекают Вашего ребенка во внеурочное время? а) углубленное изучение учебного предмета или области знаний;
б) посещение специальных школ, участие в олимпиадах;
в) работа в предметных и технических кружках;
г) занятия искусством, спортом, чтение, общественная работа, просмотр телепередач; д) не имеет определенных занятий.
- Что, по Вашему мнению, должно определять выбор профессии?
а) мнение родителей;
б) интерес к профессии;
в) способность к данной профессии;
г) возможность профессионального роста;
д) потребности города в кадрах;
е) материальное благополучие;
ж) условия труда.
- Что Вы можете сказать о здоровье Вашего ребенка?
а) ребенок здоров;
б) имеются отклонения в состоянии здоровья;
в) значительные отклонения в состоянии здоровья (состоит на учете врачей-специалистов) или затруднения в оценке его преобладающих интересов и способностей.
Параллельное анкетирование учащихся и родителей дает возможность выявить искаженные представления последних о личности детей, уровень понимания общей ситуации профессионального выбора. На основе полученных данных учитель также может сопоставить оценку родителей и мнение ребенка со своими представлениями о нем. В случае несовпадения важно установить его причину (неадекватная самооценка подростка, необъективность или неискренность родителей и др.).
Опрашивать по данной анкете школьников и взрослых можно группой, однако обсуждать результаты надо индивидуально. При анкетировании родители и их ребенок независимо друг от друга отвечают на сходные по содержанию вопросы, отражающие различные стороны выбора профессии. Смысл задания заключается в том, чтобы родители могли сравнить свое мнение и мнение сына (дочери) по вопросам подготовки к будущей профессии.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
«МОЯ РОЛЬ В ПОДГОТОВКЕ РЕБЕНКА К ТРУДУ И ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ»
Инструкция. Ниже приведен ряд суждений. Анализ своего отношения к ним поможет Вам оценить свое участие в профессиональной ориентации Вашего ребенка. Внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений. Если Вы считаете, что оно соответствует Вашим взглядам, то ответьте «да»; если не соответствует, то «нет».
- Я часто рассказываю дома о своей профессии, успехах и трудностях на работе.
- Мы с ребенком часто обсуждаем прочитанные им книги, бываем в музеях, на выставках.
- Я не знаю, имеет ли какое-нибудь общественное поручение мой сын (дочь).
- Мой ребенок хорошо знает, где и кем я работаю.
- У меня нет свободного времени, чтобы обсуждать со своим ребенком его интересы и увлечения.
- Я никогда бы не выступил(а) с рассказом о своей профессии и работе перед классом, в котором учится мой сын (дочь).
- Я думаю, что кем бы ни стал в будущем мой ребенок, общетрудовые навыки, полученные им в школе и дома, пригодятся в жизни.
- Большую радость и мне, и моему ребенку приносит совместное выполнение трудовых обязанностей дома.
- Моя работа не настолько интересна по содержанию, чтобы я рассказывал (а) о ней своему ребенку.
- Если в школе будет организован летний лагерь труда и отдыха, мой ребенок обязательно туда поедет.
- Я стараюсь, чтобы сын (дочь) имел(а) дома постоянное поручение (мытье посуды, покупка продуктов и т.п.).
- Я не хочу советовать своему ребенку, чем заниматься в жизни, потому что он должен решить этот вопрос самостоятельно.
- Мне кажется, что заставлять сына (дочь) участвовать в работе по дому не нужно, он(а) еще успеет в жизни наработаться.
- Я знаю, какие учебные предметы больше всего нравятся моему ребенку, а какие нет.
- Я считаю, что можно наказывать трудом за проступки и поощрять деньгами за хорошо выполненное поручение.
- Я думаю, что участие в общественных делах поможет моему ребенку проявить свои способности.
Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл.
Ключ:
«да» - 1, 2, 4, 7, 8, 10, 11, 14, 16;
«нет» - 3, 5, 6. 8, 12, 13, 15.
Суммируйте полученные баллы. Если сумма их находится в пределах: 12-16 - можно сделать вывод, что Вы стремитесь активно научить ребенка полезным трудовым умениям и навыкам, помогаете проявить свои интересы, склонности, способности, расширяете его кругозор;
8-11 - Вы понимаете важность семейного воспитания в подготовке школьников к труду, однако у Вас есть резервы для более активного участия в трудовом воспитании своего ребенка;
4 - 7 - этот результат говорит о том, что Вы не очень много внимания уделяете трудовому воспитанию сына (дочери) и подготовке его к будущей профессии. Следует помнить, что Вашего ребенка ждет впереди нелегкая учеба, работа, и надо сейчас научить его преодолевать трудности, заинтересовать предстоящим трудом;
0-3 - у Вас мало свободного времени, или Вы не уверены, что сможете в чем-то помочь своему ребенку, поэтому относитесь к воспитанию в семье не очень серьезно. Однако ребенок нуждается в Вашем участии и внимании. В будущем он может столкнуться с серьезными затруднениями в профессиональном обучении и трудовой деятельности. Поддержите своего ребенка в учебе, общественной работе, домашних делах.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ «КАКИМ Я ВИЖУ СВОЕГО РЕБЕНКА»
Вопросы для родителей:
- Кем Вы хотите видеть своего ребенка;
а) на следующий год после окончания школы;
б) через 5-7 лет;
в) через 20 лет.
- Какую профессию выбрал Ваш ребенок? Почему именно ее.
- Назовите любимые занятия, увлечения Вашего ребенка.
- Что в своем сыне (дочери) Вы относите к достоинствам?
5.Что в своем сыне (дочери) Вы относите к недостаткам?
- Если Ваш ребенок уже выбрал профессию, то, что больше всего повлияло на его выбор (Ваш совет, рекомендации учителя, мастера производственного обучения УПК, врача; мнение друзей; занятия в кружках, секции, студии и др.; средства массовой информации; решил сам; другое (дописать)?________________________________________________________
- Чем Вы помогаете сыну (дочери) в выборе профессии (помогаю в учебе; рассказываю о своей профессии; поощряю занятия в кружках; обучаю элементам своей профессии; никак не помогаю; стараюсь не мешать; не знаю, чем помочь; другое)?
- Как Вы относитесь к выполнению сыном (дочерью) своих учебных и трудовых обязанностей (не проявляю требовательности; не обращаю внимания; контролирую; проявляю требовательность и оказываю необходимую помощь)?
- Довольны ли Вы успехами в учебе Вашего ребенка в школе (в целом доволен; мне все равно, как он учится; мог бы учиться лучше полностью доволен)? 10. Оцените по 5-балльной системе проявление у Вашего сына (дочери) следующих качеств: выдержка, аккуратность, настойчивость, лень, целеустремленность, самостоятельность, дисциплинированность, трудолюбие, эгоизм, инициативность, скромность, упрямство.
Вопросы для школьника:
- Кем бы ты хотел быть:
а) на следующий год после окончания школы;
б) через 5 - 7 лет;
в) через 20 лет.
- Какую профессию ты собираешься избрать? Почему именно
ее? 3. Каковы твои увлечения?
- Какие свои качества ты считаешь положительными?
- Какие свои качества ты считаешь отрицательными?
- Что повлияло на твой выбор профессии (совет родителей, друзей; семейные традиции; рекомендации учителей, мастера производственного обучения УПК, врача; занятия в кружках, студии и др.; книги, кино, радио, телевидение; решил сам(а); другое (дописать)________________________________________________________)?
- Чем тебе помогают родители при выборе профессии, (помогают в учебе; рассказывают о своей профессии; одобряют занятия в кружках, спортивных секциях; обучают своей профессии; никак не помогают; другое)?
- Как относятся родители к выполнению твоих учебных и трудовых обязанностей (не обращают внимания; нетребовательны; контролируют; требовательны; помогают)?
- Как ты думаешь, довольны ли родители твоими успехами в учебе (в целом довольны; равнодушны к моим успехам; считают, что мог бы учиться лучше; довольны).
- Оцени по 5-балльной системе проявление у себя следующих качеств; выдержка, аккуратность, настойчивость, лень, целеустремленность, самостоятельность, дисциплинированность, трудолюбие, эгоизм, инициативность, скромность, упрямство.
Существенная разница в ответах родителей и детей говорит о недостатке взаимопонимания в семье, возможно, равнодушии к проблеме профессионального самоопределения юного человека.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
- Вы обсуждали в семье вопрос будущей профессии Вашего ребенка?
- Едины ли Вы во взглядах на будущую профессию Вашего ребенка со своим мужем (женой)?
- К какому профилю можно отнести будущую профессию Вашего ребенка ?
- Вы считаете, что Вашему ребенку для дальнейшего выбора профессии будут необходимы более глубокие знания по математике и информатике?
- Вы хотите, чтобы Ваш ребенок обучался в классе с профильным изучением математики и информатики?
- Какая помощь школы необходима Вам для решения данного вопроса?
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Уважаемые родители!
Просит Вас ответить на несколько вопросов. Ваши ответы помогут нам более тщательно спланировать свою деятельность в соответствии с Вашими пожеланиями.
- Представьтесь, пожалуйста.
- В каком классе учится ваш ребенок?
- Что из традиционных дел воспитывающей деятельности школы, в которых принимали участие вы или ваш ребенок, вам запомнилось, и Вы считаете целесообразным их проведение в будущем?
- Что из творческих дел, которые не проводятся в школе, вы хотели бы предложить? 5. В каких кружках или секциях школы занимается ваш ребенок?
- Какое время для начала работы кружков и секций школы вы считаете наиболее удобным?
- Будет ли суббота удобным днем для работы кружков и секций школы?...(Да/нет)
- В каких кружках, секциях, школах, помимо школы, занимается Ваш ребенок (где и чем)?
- В середине октября по традиции соберется высший орган школы
(Школьный совет). Какой вопрос вы хотели бы вынести на обсуждение?