Классному руководителю
Советы НАЧИНАЮЩЕМУ классному руководителю
Советы НАЧИНАЮЩЕМУ классному руководителю
С чего начать? Итак, вы получили классное руководство в нагрузку. Запомните этот день — у вас будут дети! Много детей, целый класс, и он весь ваш! В педагогике решающее значение имеет первый момент входа в класс, первые уроки, первое знакомство с семьей, с детьми, первое родительское собрание. Поэтому лучше всего будет заранее подготовиться к этим событиям.
Основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, ребята учатся общаться друг с другом и со взрослыми, принимаются или не принимаются ценности, формируются установки, дети получают опыт социализации ... В классе реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное формирование и сплочение коллектива, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.
Организатором социального взаимодействия учащихся в классе, координатором и реализатором воспитательных воздействий, человеком, формирующим и развивающим классный коллектив, остаётся классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой помогает им организовать школьную жизнь. Перечислить всё, что должен и делает классный руководитель, невозможно. Классный руководитель, скорее, образ жизни, а не работа. Есть свои казусы, есть печали и расстройства, но есть и множество положительного, а его столько накапливается за годы работы! Интересно, что классного руководителя родители воспринимают практически как члена своей семьи, как некоего обязательно присутствующего в их жизни человека, без которого многие вопросы просто не могут быть решены. Классное руководство — значимый жизненный и профессиональный опыт, через который проходит почти каждый педагог, желающий работать в школе. Без этого представления о детской психологии, педагогике, воспитании и социализации будут неполными, поверхностными.
Так кто же такой – классный руководитель? Классный руководитель — это, конечно же, педагогический работник, в чьи должностные обязанности входит создание благоприятных условий для индивидуального развития и формирования личности ребёнка; внесение необходимых корректив в систему его воспитания; помощь в решении проблем, возникающих у детей при общении между собой, с учителями, родителями; организация и воспитание классного коллектива (Г.М. Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров. «Педагогический словарь». — М., 2001). Классный руководитель — профессионал-педагог, духовный посредник между обществом и ребёнком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности, создающий условия для индивидуального выражения каждого ребёнка и осуществляющий индивидуальный корректив развития каждой личности (М.П.Нечаев. Управление воспитательным процессом в классе. — М., 2006).
Мы предлагаем несколько советов будущему или начинающему классному руководителю.
Начните с заочного знакомства — изучите списочный состав класса. Если вам дали 5-й класс, пообщайтесь с учителем, который учил этих ребят с самого начала их поступления в школу. Если любой другой — все-равно поговорите с тем педагогом, который больше всех знает именно об этом классе. Возможно, есть смысл все-таки встретиться и с учителем начальной школы. Поинтересуйтесь, как учились дети, были ли проблемы у кого-то из них с поведением, кто входил в актив класса, на кого из родителей можно «опереться» при проведении различных мероприятий, постарайтесь узнать побольше информации, которая поможет вам спланировать воспитательную работу в классе. В среднем и старшем звене эту информацию также можно спросить у учителей-предметников, заместителя директора по воспитательной работе, педагога-психолога, вожатого...
Кстати, попробуйте заранее узнать про хобби и увлечения детей, в какие секции, кружки они ходят, чем занимаются-увлекаются в свободное время. Сходите в ближайшие организации дополнительного образования детей и пообщайтесь с педагогами. Они могут стать для вас самыми важными помощниками на все время работы с классом.
Не пренебрегайте и информацией из социальных сетей. Обязательно изучите странички детей во «ВКонтакте», Instagram, ТикТоке и пр. Обратите внимание на их интересы, кто с кем общается.
Не забывайте, что воспитание все-таки начинается в семье, «в семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы» (словам В.А Сухомлинского можно доверять на 100%). Основа взаимодействия классного руководителя и семьи — заинтересованность обеих сторон в развитии ребенка, раскрытии в нем лучших качеств, необходимых для самоопределения и самореализации. Изучите семьи своего класса, вам необходимо понимать проблемы в воспитании ребенка и жилищно-бытовые условия, в которых он находится, чтобы сформировать единый взгляд педагогов и родителей на воспитание и развитие детей. Если вы запланировали посещение семьи учащегося, заранее договоритесь с родителями о своем приходе. Не пренебрегайте этим моментом, это важно и именно это убережет вас от возможного непонимания и неприятия вас как педагога, от конфликтов. Будьте корректны, тактичны, выдержаны в общении, тон разговора должен быть абсолютно дружелюбным, спокойным, корректным. Хорошо, если вы заранее продумаете вопросы или основные пункты беседы. Если не получается посетить семьи, постарайтесь все-таки поговорить с родителями, например, в формате онлайн или хотя бы по телефону. После этого обязательно зафиксируйте основные выводы, сделанные вами.
Запомните и несколько запретов для себя: никогда не жалуйтесь родителям на их детей, требуя принятия соответствующих мер; отдавайте свое тепло, ласку не тем, кто на них напрашивается или кто вам нравится, а тому, кому это особенно необходимо; никогда не делайте замечания в агрессивной форме и гневе, не навешивайте ни на кого ярлыки; если не знаете, что сказать или как поступить, тогда не торопитесь (мудрость Сократа никто не отменял: «Сомнение – не в пользу мудрых»).
И обратите внимание, кстати, на раздел «Методика работы» — «Конструктор планов работы (рабочих программ) классного руководителя» на сайте Корпоративного университета РДШ. В этом разделе в помощь классным руководителям предлагаются конструкторы к планам (рабочим программам) классных руководителей с 1-го по 11 классы по всем направлениям, содержательную основу которых составляют мероприятия и проекты РДШ. Обязательно воспользуйтесь этими материалами — они помогут вам оптимально включить ваш класс в направления РДШ и организовать тем самым эффективную воспитательную работу со школьниками.
Положение о классном руководителе
13.01.2022Классному руководителю
Положение о классном руководителе
1. Классный руководитель – педагог школы, осуществляющий функции организатора детской жизни, корректора межличностных отношений и защитника воспитанников своего класса.
2. Классный руководитель 5-11 классов назначается приказом директора школы из числа учителей, работающих в этом классе.
3. Координацию деятельности классных руководителей осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.
4. Классный руководитель отчитывается о результатах своей работы перед педсоветом, директором и заместителем директора школы по воспитательной работе в установленном порядке.
5. Свою деятельность классный руководитель осуществляет в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, законом Республики Беларусь «О правах ребенка», Концепцией и Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь. Положением о классном руководителе класса учреждения образования и другими нормативными правовыми актами, которые устанавливают и защищают права, интересы детей, молодежи и семьи, а также Уставом общеобразовательного учреждения.
6. Классный руководитель в своей работе взаимодействует с руководителем учреждения образования, заместителями директора, педагогическими работниками, медицинскими работниками, а также с законными представителями обучающихся, с целью координации работы по формированию личности обучающихся своего класса.
7. Основными требованиями к работе классного руководителя являются профессиональная компетентность, личная готовность к осуществлению идеологической и воспитательной работы, гражданственность, высокая нравственная и политическая культура, ответственность и коммуникабельность.
8. Основными принципами работы классного руководителя являются личностно-ориентированный подход в воспитании, уважение личности обучающегося, приоритет прав и законных интересов обучающихся, педагогическая поддержка в социальном развитии, содействие саморазвитию и самореализации обучающихся, формирование их гражданской позиции, здорового образа жизни, развитие ученического самоуправления, доброжелательность в отношениях с обучающимися и их законными представителями.
9. Работа классного руководителя подчинена общим целям обучения, воспитания и развития личности учащихся и коллектива класса.
10. Организационно-воспитательная работа в школе осуществляется за пределами времени, отводимого на проведение учебных занятий, в том числе в шестой школьный день, в соответствии с планами идеологической и воспитательной работы класса, школы и включает следующие виды работы: классное руководство, индивидуальная и групповая работа с учащимися, идеологическая, культурно-досуговая, физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа, пропаганда и формирование здорового образа жизни, организация общественно полезной деятельности, трудовое воспитание и профориентация, профилактика противоправного поведения учащихся, социально-педагогическая работа с учащимися и их родителями.
Обязанности классного руководителя:
Классный руководитель обязан организовать жизнедеятельность классного коллектива в соответствии с возрастными потребностями детей и требованиями классной жизни, а именно:
осуществляет контроль за дисциплиной, поведением учащихся, посещаемостью, реагирует на чрезвычайные происшествия в классе и т.д.
координирует педагогическую деятельность учителей, работающих в классе;
организует работу педагогических консилиумов по классу, участвует в работе малых педагогических советов, заседании рабочих педагогических групп;
участвует в работе педагогических советов по итогам каждой четверти;
проводит мониторинг успеваемости учащихся класса;
ведет индивидуальные карты учащихся класса;
создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого ученика;
осуществляет индивидуальную работу с учащимися класса, имеет индивидуальные сведения об ученике, изучает психологические особенности учащихся, направляет самовоспитание и саморазвитие личности;
отслеживает эмоциональное состояние класса, проводит социометрическое обследование, отслеживает валеологическую динамику в классе;
внеурочную деятельность учащихся:
готовит перспективное (на год), календарное (на четверть) планирование идеологической и воспитательной работы в классе с учетом различных направлений: познавательного, экскурсионного, эстетического, спортивно-туристического, трудового, нравственного и т.д.
организует внеурочную образовательную деятельность в классе и параллели через различные формы работы с классом;
готовит анализ образовательной (воспитательной) ситуации в классе и отчитывается по итогам четверти и года;
участвует в организации внеурочных мероприятий в рамках методической и общешкольной работы;
организует каникулярную деятельность в классе;
способствует социализации, формированию общей культуры личности детей класса;
содействует получению дополнительного образования учащихся через систему кружков, секций, клубов и т.д.
организует проведение родительских собраний, участвует в работе родительских суббот;
информирует родителей о состоянии образовательной деятельности их детей, консультирует родителей по вопросам индивидуального подхода к развитию детей;
организует совместные внеурочные мероприятия с родителями;
организует награждения родителей учащихся;
организует работу в классе по подготовке и сдаче школы и кабинета к началу учебного года, учебной четверти;
организует работу класса на закрепленном за ним пришкольном участке;
организует работу класса во время трудовой практики;
организует ежедневную уборку классных помещений, дежурство класса по школе;
соблюдает нормы этики в общении с коллегами и учащимися;
и здания:
реализует в педагогической практике государственные нормативные правовые акты: Устав и положение о школе, приказы, инструкции, распоряжения;
отвечает за сохранность имущества и санитарно-гигиеническое состояние кабинетов, которые закреплены за его классом;
своевременно заполняет и аккуратно ведет журнал класса, личные дела учащихся;
выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты в соответствии с должностными обязанностями по охране труда;
обеспечивает и отвечает за охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса, включающего урочное, междуурочное (перемены) и послеурочное время;
своевременно сдает отчет по бюджетным средствам, выделенным на организацию образовательного процесса (экскурсии, поездки, походы, лагеря и т.д.)
регулярно (каждые 5 лет) повышает свою квалификацию через систему повышения кадров Минской области и Республики Беларусь;
по желанию учителя проходит внеплановое повышение квалификации через проблемные курсы;
участвует в работе общешкольной системы повышения квалификации через внутришкольные семинары, методическое объединение классных руководителей и т.д.;
проходит обязательную аттестацию педагогических кадров в соответствии с уровнем образования и педагогическим стажем;
по желанию проходит внеплановую аттестацию педагогических кадров на вторую, первую и высшую категорию в соответствии с уровнем педагогического мастерства и квалификации;
совершенствует методику и технологию воспитательной работы в соответствии с выбранной методической темой;
участвует в методической и исследовательской работе методического объединения классных руководителей и школы.
Классный руководитель имеет право:
контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса.
получать регулярно информацию о физическом и психическом здоровье детей.
координировать работу учителей-предметников, оказывающих воспитательное влияние на его учащихся через проведение педагогических консилиумов, малых педсоветов и других форм коррекции.
определять (разрабатывать, создавать совместно с психологом, социальными работниками, медиками) программы индивидуальной работы с детьми и подростками, девушками, юношами, родителями учащихся.
участвовать в работе школьных структур: педсовета, методического совета и других общественных органов школы.
выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы, выступать с деловой, конструктивной практикой, выносить на рассмотрение педсовета, методического совета согласованные с классным коллективом мнения и предложения.
создавать свою педагогически обоснованную систему воспитания, выбирать формы, методы, пути и средства воспитательной деятельности в классе с учетом возрастных особенностей, интересов и склонностей, возможностей учреждения образования.
добиваться условий для реализации своих функций.
присутствовать на учебных занятиях, экзаменах и внешкольных мероприятиях, которые проводятся в классе.
приглашать родителей (лиц их замещающих) в учебное заведение.
отказываться от несвойственных ему, лежащих за границами содержания его работы поручений.
вести опытно-экспериментальную и методическую работу по различным проблемам воспитательной деятельности.
вносить по согласованию с классом предложения директору школы об оказании необходимой материальной помощи, награждении учащихся и их родителей, о вынесении учащимся дисциплинарных мер воздействия за нарушение установленных правил внутришкольного распорядка и норм поведения.
приобщать представителей общественных организаций, органов государственного руководства, правопорядка, творческих союзов, культурно-просветительских учреждений к воспитанию, организации свободного времени учащихся и профилактики правонарушений.
выбирать форму повышения педагогического мастерства через систему переподготовки педагогических кадров, участие в различных групповых и коллективных формах методической работы через систему образования и выездную стажировку.
защищать собственную честь и достоинство в школьных органах самоуправления и защиты, при невозможности – в государственных органах власти и суда.
иметь материальное поощрение за проведение воспитательных мероприятий, продолжительность которых выходит за рамки нормируемой части рабочей недели.
Режим работы классного руководителя:
Общие правила организации работы школы и педагогического коллектива вытекают из Трудового кодекса Республики Беларусь, излагаются в ст.110-116.
Рабочее время классного руководителя, которое он обязан посвятить детям в течение недели, определяется тарификационными часами организационно-воспитательной работы и составляет 3 часа (5% надбавки).
Классный час проводится раз в неделю по расписанию (или по графику), о чем делается запись в классном журнале.
Информационные часы проводить еженедельно в соответствии с расписанием (или графиком):
Количество воспитательных мероприятий – не менее двух дел в месяц, из которых одно может быть общешкольным.
Количество классных родительских собраний должно составлять не менее одного в четверть.
Дневники учащихся проверяет 1 раз в неделю с выставлением всех оценок.
Личные дела учащихся оформляются 2 раза в год: в начале учебного года и в конце.
Ответы о проделанной работе предоставляются администрации по окончании четверти по утвержденному порядку.
В каникулярное и летнее время режим работы школы устанавливается согласно дополнительному плану: в соответствии с графиком работы, определенным на этот период в учреждении образования, либо в порядке, предусмотренном правилами внутреннего трудового распорядка, в коллективном договоре или уставе учреждения. Рабочее время педагогических работников определяется в пределах времени, не превышающего общего объема установленной учебной нагрузки и часов организационно-воспитательной работы.
В случае если классный руководитель ведет в классе постоянно действующий кружок, психолого-педагогический семинар, данная работа оплачивается дополнительно.
С целью организации работы классных руководителей и оказания им методической помощи в работе создается методическое объединение.
Рекомендации классным руководителям в работе с подростками
13.01.2022Рекомендации классным руководителям в работе с подростками
1. Ясно сформулировать взрослеющему человеку его права и обязанности, ограничить круг видов деятельности (которые ему разрешены и доступны) и ответственность за них. Настаивать на соблюдении принятых «правил игры», самим соблюдать их в тех случаях, когда другой стороне этого не удается. Быть терпеливым и помнить, чтобы избавиться от нежелательных привычек, нужны долгие месяцы.
2. В конфликтных ситуациях не стараться одержать победу любой ценой – мы тоже имеем право менять взгляды, мы не гарантированы от ошибок, кое в чем можем и уступить.
3. Действовать только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивать все, не реагируя тотчас же, и только потом, выбрав подходящий момент, без раздражения высказать свое мнение, вносящее поправки в услышанное. Вскрывать причины неправильных взглядов подростка, показывать, в чем ошибочность его рассуждений, и таким путем развивать и направлять его мыслительный процесс, обеспечивая необходимыми источниками.
4. Быть самокритичными, принципиальными, стараться настолько укрепить доверие молодого человека, чтобы он делился с нами своими возможными неприятностями.
5. Не ставить на подростке крест, ведь его обостренное самолюбие и социальная поза возникли именно вследствие предыдущих социальных сбоев, которые постоянно напоминают о себе и подпитывают нежелательное поведение.
6. Не пытаться загнать подростка в угол, поставить в затруднительное положение. Не прибегать к физическому наказанию.
7. Требуя что-то от подростка, нельзя торговаться.
8. Стараться соблюдать принцип А.С.Макаренко: чем больше мы уважаем человека, тем выше наши требования к нему.
9. Уметь смеяться. Раскрывать подросткам особенности их личности и приемлемые для них черты нашей личности.
10. В личных беседах усиливать целенаправленную жизненную ориентацию подростков и развивать их идеал Я.