Дошкольное образование

Перечень товаров для родителей

02.09.2024

Примерный перечень основных товаров
(минимальный набор), рекомендуемых для приобретения родителями (законными представителями) с целью посещения
воспитанниками учреждений образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования


Карандаши цветные (6 цветов, 24 цвета);
мелки восковые (12 цветов);
мел цветной и белый для рисования на доске;
фломастеры (6 цветов, 12 цветов);
краски гуашевые (6 цветов, 12 цветов), акварельные (12 цветов);
кисти (круглые № 3–5, № 8–10; плоские № 8–10; щетинные для
клейстера);
баночки пластмассовые для промывания ворса кисти, для клейстера;
подставки для кистей;
салфетки;
пластилин (6 цветов, 12 цветов);
стеки;
доски для работы с пластилином;
бумага (белая, цветная) разных сортов, фактуры, размера;
картон (цветной) разного вида, фактуры, плотности, размера;
ножницы с тупыми концами (для праворуких, леворуких детей);
трафареты;
наборы карточек с изображением цифр (веера математические)
с цифрами от 0 до 9, от 0 до 20;
предметы для счета (палочки, геометрические фигуры и др.);
расческа;
щетка зубная, паста зубная, стаканчик (с временем пребывания
воспитанников в учреждении образования (группе) 24 часа);
пижамный комплект для сна;
сменная обувь (босоножки, сандалии, туфли и др.);
чешки для занятий по образовательной области «Музыкальное
искусство»;
для занятий по образовательной области «Физическая культура»:
спортивные комплекты, обувь (для занятий в помещении (чешки) и
на улице (кроссовки, кеды и др.);
купальные принадлежности (плавки, резиновая шапочка, полотенце,
мыло, губка), обувь для бассейна (шлепанцы, аквашузы, кроксы и др.)*
* при наличии в учреждении образования плавательного бассейна


Рекомендовано Министерством образования Республики Беларусь

Порядок приёма в учреждения дошкольного образования

10.08.2024
Справочник для родителей Уважаемые родители детей раннего и дошкольного возраста! Каждый из нас хочет видеть своих детей здоровыми, умными, талантливыми, успешными! Педагоги учреждений дошкольного образования Дзержинского района в условиях групп кратковременного пребывания профессионально помогут Вам в этом! Руководствуясь программными документами, последними достижениями педагогической науки, опытным и творческим подходом, они организуют развивающие занятия с малышами, ответят на вопросы, связанные с их воспитанием! Для решения вопроса о зачислении ребенка в группу кратковременного пребывания рекомендуем Вам обратиться к руководителю учреждения образования. С предварительной информацией о работе кратковременных групп Вы можете ознакомиться на сайтах учреждений (ссылки расположены на сайте управления по образованию, спорту и туризму Дзержинского райисполкома в разделе «Дошкольное образование» – «Учреждения образования»). Дополнительная информация – в управлении по образованию, спорту и туризму Дзержинского райисполкома (контактный телефон: 80171676457. Обращаем Ваше внимание, что Ваш ребенок может посещать группы кратковременного пребывания на базе любого учреждения образования, независимо от дальнейшего оформления в какое-либо конкретное учреждение дошкольного образования. Как определить ребёнка в учреждение дошкольного образования (материалы с сайта Министерства образования Республики Беларусь) ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от от 12 августа 2022 г. №265 «О порядке учета детей в целях получения ими дошкольного образования, специального образования на уровне дошкольного образования» Форма заявления о приёме ребёнка в учреждение дошкольного образования, в специальное дошкольное учреждение, иные организации, к индивидуальным предпринимателям, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, при реализации образовательной программы дошкольного образования

1. Постановка на учет.

Законному представителю ребенка необходимо обратиться в службу «Одно окно» Дзержинского районного исполнительного комитета          (далее – местный исполнительный и распорядительный орган) по адресу: г.Дзержинск, пл.Дзержинского,1.

 Время работы службы: ежедневно с 8.00 до 17.00, среда с 8.00.до 20.00, каждая вторая и четвертая суббота месяца с 9.00 до 13.00. Контактный телефон: 8(01716) 64616

При обращении представить следующие документы:

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность законного представителя ребенка (далее – паспорт);

свидетельство о рождении ребенка (при его наличии – для детей, являющихся несовершеннолетними иностранными гражданами и лицами без гражданства, которым предоставлены статус беженца, дополнительная защита или убежище в Республике Беларусь либо которые ходатайствуют о предоставлении статуса беженца, дополнительной защиты или убежища в Республике Беларусь) (далее – свидетельство о рождении ребенка).

При обращении законному представителю ребенка будет предложено заполнить заявление по установленной форме, после чего ребенок будет считаться поставленным на учет для получения дошкольного образования.

(пункт 6.6 Указа Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, статья 101 Кодекса Республики Беларусь об образовании, пункт 4 Постановления Министерства образования Республики Беларусь от 12.08.2022 № 265 «О порядке учета детей в целях получения ими дошкольного образования, специального образования на уровне дошкольного образования»).

  1. Получение направления.

   Для получения направления в учреждение дошкольного образования (далее – УДО) законный представитель ребенка обращается в местный исполнительный и распорядительный орган (его структурное подразделение).

Для получения направления необходимо представить следующие документы:

заявление о выдаче направления;

паспорт;

свидетельство о рождении ребенка;

заключение врачебно-консультационной комиссии (для получения дошкольного образования на дому, в санаторных детских садах, санаторных группах учреждений образования, иных организаций, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих образовательную программу дошкольного образования);

заключение государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (для лиц с особенностями психофизического развития).

(пункт 6.7 Указа Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, статья 101 Кодекса Республики Беларусь об образовании, пункт 4 Постановления Министерства образования Республики Беларусь от 12.08.2022 № 265 «О порядке учета детей в целях получения ими дошкольного образования, специального образования на уровне дошкольного образования»).

  1. Зачисление в УДО.

В течение 15 дней после получения направления законным представителям ребенка необходимо обратиться к руководителю УДО, указанного в направлении, со следующими документами:

заявление о зачислении в УДО;

направление в УДО, выданное местным исполнительным и распорядительным органом;

медицинская справка о состоянии здоровья ребенка;

заключение врачебно-консультационной комиссии (для получения дошкольного образования на дому, в санаторных детских садах, санаторных группах учреждений образования, иных организаций, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих образовательную программу дошкольного образования);

заключение государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (для лиц с особенностями психофизического развития).

(пункт 6.7 Указа Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, статья 140 Кодекса Республики Беларусь об образовании, пункт 34 постановления Министерства образования Республики Беларусь от 04.08.2022 № 230 «Об утверждении Положения об учреждении дошкольного образования», постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 09.07.2010 № 92 «Об установлении форм «Медицинская справка о состоянии здоровья», «Выписка из медицинских документов» и утверждении Инструкции о порядке их заполнения»).

Руководитель УДО издает приказ о приеме (зачислении) лица в УДО с указанием даты зачисления.

  1. При определении в УДО несовершеннолетних граждан Украины, временно пребывающих в Республике Беларусь.

Законные представители несовершеннолетних граждан Украины, временно пребывающих в Республике Беларусь, при обращении в учреждения образования, иные организации, к индивидуальным предпринимателям, осуществляющим в соответствии с законодательством образовательную деятельность, за получением несовершеннолетними гражданами Украины дошкольного образования освобождаются от представления требуемых документов в случае отсутствия объективной возможности представить такие документы.

(подпункт 1.5 Указа Президента Республики Беларусь от 14.09.2022 № 326 «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь», применяется к отношениям, возникшим с 24 февраля 2022 года, в отношении лиц, прибывших в Республику Беларусь после 24 февраля 2022 года).

  1. Комплектование групп в УДО

Воспитанники объединяются в группы с учетом возраста на 1 сентября соответствующего учебного года.

Вариант 1. Ребенок 28.08.2020 года рождения подлежит определению в первую младшую группу (от двух до трех лет), поскольку на 01.09.2022 ему исполнилось полных два года. При этом ребенок 04.09.2020 года рождения будет принят (зачислен) в группу второго раннего возраcта (от одного года до двух лет), так как на 01.09.2022 ему еще не исполнилось полных двух лет.

Вариант 2. Ребенок 19.02.2019 года рождения подлежит определению во вторую младшую группу (от трех до четырех лет), поскольку на 01.09.2022 ему исполнилось полных три года. При этом ребенок 02.10.2019 года рождения будет принят (зачислен) в первую младшую группу (от двух до трех лет), так как на 01.09.2022 ему еще не исполнилось полных три года.

(статья 139 Кодекса Республики Беларусь об образовании).

 

«Поступаем» в детский сад!

10.08.2024
«Поступаем» в детский сад! Рекомендации для родителей по успешной адаптации ребёнка «Поступаем» в детский сад! (рекомендации для родителей по успешной адаптации ребёнка к условиям учреждения дошкольного образования) Подсознательно в нас укоренилось, что учреждение дошкольного образования - одна из ступенек детства, по которым поднимаются в определённом возрасте, а два - три года - возраст, на взгляд родителей, подходящий. К тому же сам ребенок твердит, что ему скучно, и хочется играть с детьми... Но вот радостные ожидания от первых посещений сада сменяются озабоченностью: у ребенка регресс во всем достигнутом (в речи, навыках, умениях, игре). Может, заболел? Ему не мил детский сад и малыш почти неузнаваем, словно его «подменили». «Подменили» не малыша, а жизнь и обстоятельства, что неизбежно. И негативные, протекающие на всех уровнях сдвиги в детском организме - важные индикаторы степени влияния на ребенка периода адаптации (приспособления). А адаптация может затянуться от 10 дней (легкая степень адаптации от 10 до 30 дней) до 6 месяцев (тяжелая степень адаптации от 3 до 6 месяцев). О том, насколько тяжел период адаптации к детскому саду для малыша, написано много книг и статей. Процесс перехода из семьи в учреждение дошкольного образования сложен и для самого ребёнка, и для родителей. Чем спровоцированы сложности у ребенка в период адаптации? Не столько - отрывом от значимых взрослых (ими в течение всего дошкольного периода являются близкие в семье, и особенно от матери), сколько несовершенством адаптационнных механизмов ребенка. Ведь, чтобы продержаться в новой обстановке, малышу необходимо вести себя в детском саду не так, как дома. Но ребенок не знает этой новой формы поведения и от того страдает, боясь, что что-то сделает не так. Кроме того, второе полугодие третьего года жизни малыш впервые ощущает себя как личность и хочет, чтобы это видели другие. Родителям проще, чтобы все было как раньше. Отстаивая свою личность, психика малыша становится ранимее, чем прежде, а тут, дополнительно к нагрузке кризиса трех лет, - груз адаптации к детскому саду. Малыш не баловень, и не упрямец, и ничего не хочет сделать Вам назло. Все то, что видите Вы - это издержки адаптации. Как родителям облегчить период адаптации ребенка к условиям детского сада? Не отдавайте ребенка в детсад в разгаре кризиса трех лет. Этот кризис - первая попытка самореализации. «Раскройте секреты» малышу возможных навыков общения с детьми и взрослыми людьми. Настройте малыша как можно положительнее к его поступлению в детский сад. Не обсуждайте при малыше волнующие Вас проблемы: ребенок не слушая, слушает. Познакомьтесь с педагогами. Расскажите о своём малыше, как можно больше, даже самые мелкие и несущественные детали. Готовьте Вашего ребенка к временной разлуке с Вами и дайте понять ему, что это неизбежно лишь только потому, что он уже большой. Если ребёнок тяжело расстаётся с мамой, пусть в детский сад его приводит папа, дедушка, как показывает практика, дети более спокойно расстаются с родственниками мужского пола. Учите ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания. Введите режимные моменты, рационы детского питания учреждения дошкольного образования в домашний уклад жизни. Уделите внимание закаливающим мероприятиям. Они кардинально не защитят от инфекционных заболеваний, но уменьшат вероятность возникновения возможных осложнений. Не кутайте ребенка, а одевайте в соответствии с температурой в группе. Не запугивайте ребенка детским садом как наказанием за детское непослушание. Не нервничайте и не показывайте свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад: ребенок фиксирует родительские способы реагирования и включает их в собственную модель и стиль поведения. Настраивайте ребенка на мажорный лад. Внушайте ему, что это очень здорово, что он уже стал таким большим и идёт в детский сад. Все время объясняйте ребенку, что он для Вас, как прежде, дорог и любим, как много интересных занятий (игры, песни, рисование, т.д.) ожидает его в детском саду. Забирайте первое время пораньше домой, создайте спокойный, доброжелательный климат в семье. Уменьшайте нагрузку на нервную систему: на время прекратите походы в цирк, в театр, в гости и другие многолюдные и шумные места, сократите просмотр телепередач, компьютерные игры. В период адаптационного периода не следует «ломать вредные привычки» ребёнка, это усиливает стрессовое воздействие на нервную систему малыша. Оставаясь первые дни некоторое время в группе с ребёнком, не мешайте его контактам с детьми: значимый взрослый, оставаясь в группе и наблюдая за своим ребенком, порождает ситуацию двойственности, которая усугубляет в ребенке качество нерешительности и препятствует возможности обучиться поведению в новой обстановке. Придумайте для своего малыша игровые способы ежедневного прощания с Вами. Это могут быть жесты, договор о встрече, после чего, ребёнок точно должен знать, что родитель уйдёт и вернётся только вечером. Строго выполняйте данные ребёнку обещания, не опаздывайте, приходя за ним. Запишите все телефоны учреждения дошкольного образования, но ни в коем случае не злоупотребляйте — звоните только по предварительной договоренности с воспитателем дошкольного образования, именно в то время, которое он Вам назовет, или в экстренном случае. Убедитесь, что в распоряжении воспитателя дошкольного образования есть список всех ваших телефонов (домашний, рабочий, мобильный, телефоны родителей, бабушки и т. д.) на случай, если Вы срочно понадобитесь. Внимательно изучите особенности психофизического развития ребенка раннего и дошкольного возраста, рекомендации по адаптации ребенка на официальном сайте учреждения дошкольного образования. Если у Вас возникли вопросу, необходима помощь, обратитесь за консультацией к заведующему, педагогу – психологу учреждения. Выполнение рекомендаций и сотрудничество со специалистами облегчит адаптацию ребёнка к условиям учреждения дошкольного образования и сделает его пребывание комфортным. Подготовила главный специалист управления по образованию, спорту и туризму Григорович Т.В.

О взимании платы за пользование учебными пособиями

01.08.2024
О взимании платы за пользование учебными пособиями В соответствии со статьёй 39 Кодекса Республики Беларусь об образовании обозначен порядок пользования учебниками и учебными пособиями в учреждениях образования. Справочно «1. Пользование учебниками и учебными пособиями обучающимися в учреждениях образования может быть платным и бесплатным. Лица, осваивающие содержание образовательных программ дошкольного, общего среднего образования, на время получения образования обеспечиваются учебниками, учебными пособиями учреждениями образования, иными организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими образовательную деятельность, за плату. Размер такой платы и порядок ее взимания устанавливаются Правительством Республики Беларусь». Постановлением № 621 «О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Беларусь от 24 июня 2011 г. № 839» установлена плата за учебники и пособия для дошкольников в 0,2 базовые величины. Родители должны внести плату за пользование учебными пособиями не позднее 1 октября текущего года. Взимание платы за пользование учебными пособиями осуществляется в соответствии с Положением о порядке взимания платы за пользование учебниками и (или) учебными пособиями и предоставления их в бесплатное пользование, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.06.2011 № 839. Пунктом 2 статьи 39 Кодекса установлены категории обучающихся, для которых предусмотрены дифференцированные льготы при оплате за пользование учебниками и учебными пособиями (освобождение от оплаты либо снижение на 50%). Справочно Бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями устанавливается для: учащихся санаторных школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных учреждений и специальных лечебно-воспитательных учреждений; лиц с особенностями психофизического развития, осваивающих содержание образовательных программ специального образования; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет, инвалидов с детства; лиц, осваивающих содержание образовательной программы дошкольного образования и страдающих онкологическими заболеваниями или больных туберкулезом; обучающихся из семей, которые в соответствии с Законом Республики Беларусь от 29 декабря 2012 г. N 7-З “О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей” получают государственное пособие на детей старше трех лет из отдельных категорий семей; обучающихся, у которых один из родителей, усыновителей (удочерителей) является инвалидом I или II группы; обучающихся, являющихся членами семей лиц, указанных в подпунктах 3.2, 3.4 и 3.7 пункта 3, пункте 10 и подпунктах 12.2 и 12.3 пункта 12 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. N 239-З “О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан”. Для обучающихся из многодетных семей плата за пользование учебниками и учебными пособиями снижается на 50 процентов от установленной платы за пользование соответствующими учебниками и учебными пособиями. Законным представителям обучающихся, имеющим право на бесплатное пользование учебниками и (или) учебными пособиями либо на снижение платы за пользование, необходимо своевременно, не позднее 15 августа текущего года предоставить руководителю учреждения образования соответствующие документы (удостоверение инвалида, заключение ЦКРОиР, свидетельство о рождении, удостоверение инвалида Отечественной войны или удостоверение инвалида боевых действий на территории других государств, удостоверение о праве на льготы либо справка о праве на льготы, выписка из медицинских документов, удостоверение многодетной семьи, справки о размере пособия на детей и периоде его выплаты, месте жительства и составе семьи). В связи с поступлением обращений по вопросам, связанным с оплатой за пользование учебниками и учебными пособиями обучающимися из семей, которые в соответствии с законодательством получают государственные пособия на детей старше трех лет, обращаем внимание на следующее. Под государственными пособиями на детей старше трех лет понимается пособие на детей старше трех лет из отдельных категорий семей, которые указаны в статье 14 Закона Республики Беларусь от 29.12.2012 «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей». Так, право на пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей имеют мать (мачеха) или отец (отчим), усыновитель (удочеритель), опекун (попечитель) при воспитании ими ребенка, не находящегося на государственном обеспечении, если в семье: воспитывается ребенок-инвалид в возрасте до 18 лет; воспитывается ребенок в возрасте до 18лет, инфицированный вирусом иммунодефицита человека; отец (отчим) или усыновитель (удочеритель) являются военнослужащими, проходящими срочную военную службу, альтернативную службу; оба родителя(мать (мачеха), отец (отчим)) в полной семье либо единственный родитель в неполной семье, усыновитель (удочеритель) являются инвалидами I или II группы, а также если один из родителей в полной семье является инвалидом I группы, а второй осуществляет уход за ним и получает пособие, предусмотренное законодательством. Таким образом, бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями может быть установлено, если родитель (законный представитель) воспитанника имеет право на государственное пособие на детей старше трех лет в соответствии с Законом. При переводе воспитанника в другое учреждение образования, другую организацию, к индивидуальному предпринимателю учебные пособия передаются его родителю (законному представителю).

О порядке выдачи обучающимся медицинской справки о состоянии здоровья

01.08.2024
О порядке выдачи обучающимся медицинской справки о состоянии здоровья в учреждениях дошкольного и общего среднего образования В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» и постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 09 июля 2010 г. № 92 (в редакции постановления от 26.12.2022 №126) «Об установлении форм «Медицинская справка о состоянии здоровья», «Выписка из медицинских документов» и утверждении Инструкции о порядке их заполнения» при зачислении в учреждения дошкольного образования и общего среднего образования выдается медицинская справка о состоянии здоровья форма 1 здр/у-10, срок действия которой составляет от шести месяцев до одного года. Справочно. Пункт 2. Медицинская справка о состоянии здоровья и выписка из медицинских документов являются унифицированными формами медицинских документов, содержание и объем информации в которых зависят от цели их предоставления. Пункт 12. При выдаче медицинской справки о состоянии здоровья для получения дошкольного образования и общего среднего образования, для приема в детское интернатное учреждение, для освоения содержания образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи по спортивно-техническому, туристско-краеведческому, физкультурно-спортивному и военно-патриотическому профилям, по направлению деятельности "хореография" художественного профиля в графе "Перенесенные заболевания (иные анамнестические сведения)" указываются сведения о перенесенных инфекционных и хирургических заболеваниях, аллергологический анамнез, включая реакции на профилактические прививки. В графу "Дополнительные медицинские сведения (результаты медицинских осмотров, обследований, сведения о профилактических прививках и прочее)" вносятся: сведения из карты профилактических прививок ребенка с указанием вакцинаций и даты их проведения, результаты иммунодиагностики туберкулеза (при приеме ребенка в учреждение дошкольного образования или учреждение общего среднего образования); вес, рост, артериальное давление (далее - АД), острота зрения ребенка; результаты осмотра на заразные кожные заболевания, педикулез. В графу "Заключение" вносятся сведения о группе здоровья, распределении в основную, подготовительную, специальную медицинскую группы, группу лечебной физической культуры ребенка. При приеме ребенка в учреждение общего среднего образования указывается заключение о готовности ребенка к обучению в учреждении общего среднего образования. В графу "Рекомендации" вносятся сведения по необходимым ребенку режиму, питанию, закаливанию, рассаживанию в классе, иные рекомендации. В графе "Срок действия справки" указывается от шести месяцев до одного года. Пункт 17. При выдаче медицинской справки о состоянии здоровья с предоставлением информации о болезнях, домашнем режиме, карантине, об отсутствии контакта с инфекционными больными ребенка, посещающего учреждение общего среднего образования или учреждение дошкольного образования, в графу "Дополнительные медицинские сведения (результаты медицинских осмотров, обследований, сведения о профилактических прививках и прочее)" вносятся результаты осмотра на заразные кожные заболевания и педикулез. … В графе "Срок действия справки" указывается пять дней. О порядке медицинских осмотров обучающихся, посещающих учреждения дошкольного и общего среднего образования Согласно порядку организации проведения медицинских осмотров детского населения в соответствии с постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 09.08.2022 №83 «О порядке диспансеризации взрослого и детского населения, медицинская справка обучающимся, посещающим учреждения дошкольного и общего среднего образования, выдается один раз в год по достижении ребенком паспортного возраста (в месяц рождения), что позволяет обеспечить плановое проведение медицинских осмотров и обследования детей с последующей качественной оценкой их состояния здоровья, а также позволяет упорядочить процесс выдачи медицинской справки и избежать больших очередей в организациях здравоохранения в начале учебного года (письмо Министерства образования Республики Беларусь от 24.09.2014 № 02-1 11/2618 «Об оформлении медицинской справки о состоянии здоровья обучающимся в учреждениях дошкольного и общего среднего образования»). В случае заболевания и изменения группы здоровья и группы здоровья по физической культуре обучающимся выдается новая медицинская справка.

СТОИМОСТЬ ПИТАНИЯ В ДЕТСКИХ САДАХ И ШКОЛАХ

01.08.2024
СТОИМОСТЬ ПИТАНИЯ В БЕЛОРУССКИХ САДАХ И ШКОЛАХ ВЫРОСЛА Совмин 23 августа 2023 года принял постановление № 555, которым предусмотрено увеличение норм расходов на питание обучающихся в учреждениях образования. Документ опубликован на Национальном правовом интернет-портале и официально вступили в силу. Напомним: цены на питание в белорусских садах и школах обычно меняются дважды в год – зимой и летом. В прошлом году пересмотрели возрастные группы ребят. Воспитанников детских садов сейчас распределяют на 2 категории – от 1 до 3 лет и от 3 до 7 лет. Среди школьников также выделяются 2 группы – 6-10 лет (начальные классы) и 11-18 лет (5-11-е классы). 23 августа 2023 Правительство подписало постановление № 555. Документом, опубликованном на Национальном интернет-портале 26 августа, вносятся изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 апреля 2013 г. № 317 «О нормах питания и денежных нормах расходов на питание обучающихся, а также участников образовательных мероприятий из числа лиц, обучающихся в учреждениях образования». Детские сады При длительности пребывания в детском саду 10,5 часов родители платят: на ребенка от 1 до 3 лет – 3,59 руб. в день (ранее – 3,26 руб.) – в месяц получается около 80 руб; на ребенка от 3 до 7 лет – 4,71 руб. в день (ранее – 4,24 руб.) – около 100 руб. в месяц. При длительности пребывания в саду 12 часов: на ребенка от 1 до 3 лет – 4,62 руб. в день (ранее – 4,16 руб.) в день – около 100 руб. ежемесячно; на ребенка от 3 до 7 лет – 5,71 руб. в день (ранее – 5,14 руб.) – примерно 125 руб. в месяц. Денежные нормы расходов на питание в санаторных детских садах (12-24 часа) чуть выше: на ребенка от 1 до 3 лет – 5,97 руб. в день (ранее – 5,28 руб.); на ребенка от 3 до 7 лет – 7,27 руб. в день (ранее – 6,52 руб.); на ребенка от 3 до 7 лет (диета П) – 7,33 руб. в день (ранее – 6,51 руб.). Также повышены и денежные нормы расходов для указанных категорий обучающихся, проживающих на территории радиоактивного загрязнения. Отметим, что родители оплачивают за питание детей 100% от действующих денежных норм расходов на питание. Оплата производится ежемесячно не позднее 25 числа текущего месяца. При этом дни, когда дети не посещали дошкольное учреждение, не учитываются. Накануне родители должны письменно или устно сообщить воспитателям о предстоящем отсутствии ребенка. Льготы по оплате за питание для воспитанников дошкольных учреждений: на 30 % стоимость снижается для семей с 2-мя детьми, посещающими детский сад. на 50 % меньше платят семьи с 3-мя и более детьми до 18 лет; семьи, проживающие на территории радиоактивного загрязнения; опекуны, приемные родители, родители-воспитатели детских домов семейного типа, детских деревень (городков). Не взимается плата с: родителей детей-инвалидов, детей, страдающих онкологическими заболеваниями, больных туберкулезом, инфицированных вирусом иммунодефицита человека; членов некоторых семей военнослужащих (полный список смотрите на Национальном правовом портале). Для получения льготы необходимо представить в детский сад подтверждающие документы. Постановление вступило в силу после его официального опубликования, то есть с 26 августа 2023 года.

Практические рекомендации для подготовки ребёнка к школе

12.08.2024
Практические рекомендации для подготовки ребёнка к школе В последнее время требования к уровню подготовленности ребёнка к школе значительно возросли. Обусловлено это явление, прежде всего, усложнившейся программой школьного обучения. На сегодняшний день существует множество различных вариантов подготовки ребёнка к школе: специальные занятия, организованные в детском саду, который посещает Ваш ребёнок; дошкольное учереждение (организованные, как правило, на базе образовательного учреждения); всевозможные детские центры; клубы творческого развития; частные репетиторы. Некоторые родители предпочитают заниматься с ребёнком самостоятельно. Какой способ предпочтительнее? Во-первых, следует учитывать, что в подготовке к школе важны не только базовые знания, которыми обладает Ваш ребёнок; огромную роль в успешной адаптации малыша играют психологические факторы, такие, как: мотивация, внутренняя позиция школьника, социализация. Часто родители неосознанно формируют у ребёнка неверную учебную мотивацию, что может привести к трудностям в дальнейшем обучении. К примеру, не стоит говорить ребёнку, что «В школу ходят, чтобы получать десятки» или «В школе будет весело, ты будешь постоянно играть с друзьями» и т.д. Данные высказывания рождают ложные представления, которые могут помешать детям правильно относиться к процессу обучения. Разумеется, сухой формулировки о том, что «В школу ходят для того, чтобы учиться» также недостаточно. Интерес к познанию нового нужно формировать постепенно, ещё до непосредственной подготовки ребёнка к школе. Наряду с посещением детских спектаклей, выставок, которые развивают творчество и эстетическое восприятие, следует уделять внимание и развитию естественнонаучных познаний ребёнка: смотреть документальное кино о живой природе и т.д. Для того, чтобы Ваш ребёнок успешно адаптировался к школе, необходимо посещение специальных подготовительных занятий в детской группе: в первую очередь, это нужно для социализации малыша (особенно, если ребёнок не ходил в детский сад). В игре, являющейся в дошкольном возрасте ведущей деятельностью, формируются базовые коммуникативные и социальные навыки, помогающие в дальнейшей учёбе. Для того, чтобы малыш чувствовал себя более уверенно в первые школьные дни, хорошим вариантом является подготовка на базе того образовательного учреждения, в котором будет учиться Ваш ребёнок. Так, малыш познакомится со своими будущими учителями (ведь занятия в школе ведут, как правило, учителя начальных классов, педагоги-психологи и учителя-логопеды), узнает своих будущих одноклассников, постепенно будет привыкать к школьному распорядку. Кроме того, подготовительные занятия на базе школы будут проводиться согласно программе, реализуемой в данном образовательном учреждении (стоит принять во внимание, что в каждой школе осуществляются разные образовательные программы, соответственно, требования к подготовленности детей различаются). Как правило, занятия на базе школы длятся на протяжении года, поэтому к окончанию подготовительного курса школьные стены станут для Вашего малыша «родными», что снизит уровень тревожности и повысит мотивацию. Таким образом, вариант подготовки на базе школы является наиболее удачным с точки зрения и познавательной, и психологической адаптации. Второй вариант, который можно в данном случае порекомендовать, это – подготовительные занятия в детском саду (если ребёнок ходит в детский сад). Сейчас широкое распространение получили всевозможные подготовительные курсы в различных детских центрах. Каковы базовые знания, которыми должен обладать будущий первоклассник? 1. Считать от 0 до 10 (и в обратном порядке). Следует отметить, что ребёнок должен не просто «вызубрить» эти цифры: он должен уметь применять счёт на практике, т.е., соотносить число и предмет (к примеру, можно предложить ребёнку сосчитать количество пуговиц на одежде; попросить малыша расставить столько тарелок на столе, сколько человек будет обедать и т.д.). Таким образом, процесс счёта должен быть осознанным. 2. Осуществлять простейшие математические операции в пределах 10 (складывать, вычитать). 3. Знать названия основных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, ромб) и уметь их воспроизвести. 4. Знать буквы алфавита. В некоторых образовательных учреждениях требуется, чтобы дети умели читать ещё до прихода в 1-ый класс. На практике это приводит к тому, что дети читают, но читают неправильно. В нашей школе достаточно, чтобы ребёнок просто знал буквы. Так как ведущей деятельностью для дошкольника является игровая, то лучше всего процесс обучения происходит в игре. К примеру, можно предложить ребёнку вылепить букву из разноцветного пластилина (чтобы малыш мог изучить форму буквы); затем попросить будущего первоклассника предположить, какая эта буква на вкус? где она живёт и т.д. Таким образом, с помощью ассоциаций происходит более глубокое усвоение изучаемого материала. При этом занятие для малыша будет интересным и увлекательным. 5. Знать сказки, стихи, поговорки, загадки. Следует отметить, что, несмотря на доминирующее положение компьютера в современном мире, огромное значение для интеллектуального развития ребёнка имеет чтение. Общение малыша с настоящей, а не электронной книгой играет значимую роль в формировании его внутреннего мира. 6. Иметь базовые представления о природных явлениях, месяцах и временах года, днях недели. 7. Иметь базовые пространственные представления (право/лево, верх/низ). В домашней обстановке можно попросить ребёнка положить правую руку на левое ухо, а левую руку – на правое колено и т.д. Гуляя вместе по городу, можно предложить будущему первокласснику описать то, что находится справа от него, слева от мамы, позади магазина и т.д. 8. Уметь копировать с образца (действовать по образцу). Можно нарисовать в клетчатой тетради узор и попросить ребёнка его продолжить. 9. Уметь классифицировать, обобщать, исключать лишнее. Можно предложить ребёнку назвать одним словом: «яблоко, груша, апельсин, слива»; попросить малыша исключить лишнее: «платье, пальто, сапоги, брюки». В обоих случаях следует попросить объяснить свой ответ. Следует постепенно приучать будущего первоклассника к самостоятельности: просить помочь накрыть на стол, убрать в комнате, застелить постель и т.д. В данный период очень важно соблюдать режим дня, чтобы Ваш малыш привыкал ложиться спать и вставать в определённое время (это значительно снизит вероятность возникновения трудностей в адаптации). Также очень важно, чтобы ребёнок знал свой точный домашний адрес и телефон, имел базовые знания о правилах дорожного движения.

Ссылки на нормативные документы по дошкольному образованию и воспитантю

12.08.2024
Ссылки дошкольное образование 1.Кодекс Республікі Беларусь об образовании - https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=hk1100243 2.Постановление Министерства образования Республики Беларусь 25.07.2011 № 150 (в редакции постановления Министерства образования Республики Беларусь от 20 августа 2013 г. № 78; постановления Министерства образования Республики Беларусь от 4 мая 2017 г. № 43) “Об утверждении Положения об учреждении дошкольного образования и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства образования Республики Беларусь” - https://adu.by › 2020/07 › post-MO-RB-150-2017 3.Постановление Министерства образования Республики Беларусь 20 декабря 2011 г. № 283 “Об утверждении положения об учреждении общего среднего образования” - https://edu.gov.by › upravlenie-raboty › informat... 4.Постановление Министерства образования Республики Беларусь 15 августа 2019 г. № 137 “Об утверждении образовательного стандарта дошкольного образования” – https://pravo.by › document 5.Постановление Министерства образования Республики Беларусь 26.12.2018 № 125 “Об утверждении образовательного стандарта общего среднего образования” – https://pravo.by › upload › docs 6.Постановление Министерства образования Республики Беларусь 15 августа 2019 г. № 138 “Об утверждении учебной программы дошкольного образования” - https://pravo.by › document 7.Постановление Министерства образования Республики Беларусь 27.07.2017 № 90 “Об утверждении учебных программ по учебным предметам для І-ІІІ учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования” – https://pravo.by › document 8.Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь 15.08.2019 № 139 “Аб зацвярджэнні тыпавога вучэбнага плана дашкольнай адукацыі” - https://kodeksy-by.com › type-Постановление › 139-1... 9.Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь 06.05.2020 № 83 “Аб тыпавых вучэбных планах агульнай сярэдняй адукацыі” – https://adu.by › images › 2020/06 › tipovye-uche... 10.Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь 25 января 2013 г. № 8 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» - http://www.svetlcge.by › post_mzrb_8_25012013 11.Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь 27 декабря 2012 г. № 206 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» - http://www.svetlcge.by › uploads › 2012/04 › pos... 12.Постановление Совета Министров Республики Беларусь 7 августа 2019 г. № 525 «Об утверждении специфических санитарно-эпидемиологических требований» - https://adu.by › images › 2019/08 › Post_sovMin... 13.Постановление Министерства образования Республики Беларусь 24 сентября 2007 г. № 50 (в редакции Постановление Министерства образования Республики Беларусь 4 ноября 2009 г. № 69) “Об утверждении перечней оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования” – https://edu.gov.by › postanovleniya › Постановлен... 14.Постановление Министерства образования Республики Беларусь 14 июля 2014 г. № 105 “Об установлении перечней и норм обеспечения спортивным инвентарём и оборудованием, необходимыми для организации физического воспитания обучающихся учреждений образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, проведения с ними физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий” – https://pravo.by › upload › docs 15.Постановление Министерства образования Республики Беларусь 16 октября 2018 г. № 105 “Об установлении перечней мебели, инвентаря и средств обучния, необходимых для организации образовательного процесса учреждениями образования, реализующими образовательные программы общего среднего образования” - https://adu.by › post-MO-RB-75-perechen-mebeli

Ссылки дошкольное образование

 

1.Кодекс Республікі Беларусь об образовании - https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=hk1100243

 

2.Постановление Министерства образования Республики Беларусь 25.07.2011 № 150 (в редакции постановления Министерства образования Республики Беларусь от 20 августа 2013 г. № 78; постановления Министерства образования Республики Беларусь от 4 мая 2017 г. № 43) “Об утверждении Положения об учреждении дошкольного образования и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов  Министерства образования Республики Беларусь” - https://adu.by › 2020/07 › post-MO-RB-150-2017

3.Постановление Министерства образования Республики Беларусь 20 декабря 2011 г. № 283 “Об утверждении положения об учреждении общего среднего образования” - https://edu.gov.by › upravlenie-raboty › informat...

4.Постановление Министерства образования Республики Беларусь 15 августа 2019 г. № 137 “Об утверждении образовательного стандарта дошкольного образования” – https://pravo.by › document

5.Постановление Министерства образования Республики Беларусь 26.12.2018 № 125 “Об утверждении образовательного стандарта общего среднего образования” – https://pravo.by › upload › docs

6.Постановление Министерства образования Республики Беларусь 15 августа 2019 г. № 138 “Об утверждении учебной программы дошкольного образования” - https://pravo.by › document

7.Постановление Министерства образования Республики Беларусь 27.07.2017 № 90 “Об утверждении учебных программ по учебным предметам для І-ІІІ учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования” – https://pravo.by › document

8.Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь 15.08.2019 № 139 “Аб зацвярджэнні тыпавога вучэбнага плана дашкольнай адукацыі” - https://kodeksy-by.com › type-Постановление › 139-1...

 

9.Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь 06.05.2020 № 83 “Аб тыпавых вучэбных планах агульнай сярэдняй адукацыі” – https://adu.by › images › 2020/06 › tipovye-uche...

10.Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь 25 января 2013 г. № 8 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» - http://www.svetlcge.by › post_mzrb_8_25012013

11.Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь 27 декабря 2012 г. № 206 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» - http://www.svetlcge.by › uploads › 2012/04 › pos...

12.Постановление Совета Министров Республики Беларусь 7 августа 2019 г. № 525 «Об утверждении специфических санитарно-эпидемиологических требований» - https://adu.by › images › 2019/08 › Post_sovMin...

13.Постановление Министерства образования Республики Беларусь 24 сентября 2007 г. № 50 (в редакции Постановление Министерства образования Республики Беларусь 4 ноября 2009 г. № 69) “Об утверждении перечней оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования” – https://edu.gov.by › postanovleniya › Постановлен...

14.Постановление Министерства образования Республики Беларусь 14 июля 2014 г. № 105 “Об установлении перечней и норм обеспечения спортивным инвентарём и оборудованием, необходимыми для организации физического воспитания обучающихся учреждений образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, проведения с ними физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий” – https://pravo.by › upload › docs

15.Постановление Министерства образования Республики Беларусь 16 октября 2018 г. № 105 “Об установлении перечней мебели, инвентаря и средств обучния, необходимых для организации образовательного процесса учреждениями образования, реализующими образовательные программы общего среднего образования” - https://adu.by › post-MO-RB-75-perechen-mebeli

Нормативное правовое обеспечение интегрированного обучения и воспитания

12.08.2024
Нормативное правовое обеспечение интегрированного обучения и воспитания При осуществлении интегрированного обучения и воспитания необходимо руководствоваться следующими нормативными правовыми актами: 1. Кодекс Республики Беларусь об образовании; 2. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 11.06.2010 № 60 «Об утверждении образовательного стандарта специального образования» 3. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 №136 «Об утверждении Инструкции о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них и признании утратившими силу некоторых постановлении Министерства образования Республики Беларусь» 4. Постановление Министерства образования Республики Беларусь 25.07.2011 № 150. (в редакции постановления Министерства образования Республики Беларусь от 20августа 2013 г. № 78; постановления Министерства образования Республики Беларусь от 4 мая 2017 г. № 43) «Об утверждении Положения об учреждении дошкольного образования и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства образования Республики Беларусь» 5. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 19.07.2011 №90 «Об утверждении Положения о специальном дошкольном учреждении» 6. Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 15.08.2019 г. № 139 «Аб зацвярджэнні тыпавога вучэбнага плана дашкольнай адукацыі» 7. Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 15.07.2020 г. № 197 «Аб вучэбных планах спецыяльнай адукацыі на ўзроўні дашкольнай адукацыі» 8. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 05.09.2011 № 255 «Об установлении сокращённой продолжительности рабочего времени отдельным категориям педагогических работников и признании утратившими силу отдельных постановлений Министерства образования Республики Беларусь» 9. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2013 г. № 130 «Об утверждении Инструкции о порядке перевода, восстановления и отчисления обучающихся, получающих специальное образование» 10. ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об организации в 2021/2022 учебном году образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью» 11. Методические рекомендации по совершенствованию работы по организации интегрированного обучения и воспитания от 26.08.2016 г. 12. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22.12.2011 г. № 128 «Об определении медицинских показаний и противопоказаний для получения образования» 13. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.01.2013 г. № 8 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» 14. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 07.08.2019 г. № 525 «Об утверждении специфических санитарно-эпидемиологических требований»

Профессии взрослых глазами детей в рамках детской инициативы “Дети в теме”

01.02.2024
В рамках районной инициативы “Дети в теме “Профессии взрослых глазами детей” в учреждении образования прошла беседа “Профессии наших родителей” и конкурс рисунков “Кем я хочу стать?”. Дети принимали участие в дидактических играх “Почта”, “Службы спасения”, играли в дидактическое лото “Кем быть?”

Внимания к проблемам детей с ограниченными возможностями в детском саду

01.12.2023
С целью привлечения внимания к проблемам детей с ограниченными возможностями в детском саду «Радуга» ГУО «Демидовичская базовая школа» были проведены беседы «Что такое милосердие?» и «Мы разные – мы равные!», конкурс рисунков «Мы равные».

План работы па пераемнасці

02.09.2024

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

01.08.2024
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ БЕСЕДЫ, КОНСУЛЬТАЦИИ, РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ. 1. Адаптация к школе. 2. На пороге школы. 3. Скоро в школу. 4. Нежелание идти в школу. 5. Дисциплина – это обучение правильному поведению. 6. Как развивать самостоятельность ребенка. 7. Как научить ребенка общаться. 8.Компонент «школьной зрелости ребенка».

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

01.08.2024
Первые шаги к успехам в чтении Вашему сыну или дочери скоро исполнится шесть лет. Перед вами встанет вопрос, как подготовить ребёнка к школе, когда начать эту подготовку, чтобы период школьной адаптации не был трудным. Помочь развёртыванию этого естественного хода событий можно, создав ребёнку следующие условия: • Родители должны подавать пример детям, читая книги, газеты, журналы. • Время от времени детей желательно водить в библиотеку, где они могут полистать, посмотреть и выбрать интересные для них книги. • Дома у ребёнка должно быть достаточно материалов для чтения: книг, журналов, обучающих игр. • Обстановка дома должна быть спокойной. Во время занятий с детьми родителям нужно быть терпеливыми. • Надо регулярно читать вслух малышу детские стихи с повторяющимися фразами, сказки, рассказы, считалки и потешки. Желательно выбирать для этого книги с хорошими иллюстрациями, яркими картинками. • При отборе материала для чтения необходимо учитывать интересы ребёнка. • Используйте любую возможность для общения с ребёнком, отвечайте на все его вопросы о книгах, героях произведений и обо всём остальном. • Для содержательного общения с ребёнком устраивайте нечто вроде экскурсий, прогулок, выходов в театр, музей, цирк, на выставки. При этом обсуждайте увиденное. Это способствует развитию речевого общения. • Способствуйте речевому творчеству ребёнка. Записывайте сочинённые им рассказы, сказки, истории, стихи. Пусть малыш сам диктует свои рассказы. • Сделайте для ребёнка карточки с повседневно употребляемыми словами. Время от времени показывайте употреблённое ребёнком слово написанным на карточке. • Приобретите для малыша азбуку, кубики с буквами, кассу букв. • Разрешайте детям свободно пользоваться карандашами, фломастерами, бумагой, ножницами, линейкой, краской и др.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

01.08.2024
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Что нужно знать родителям о навыке письма У первоклассника плохой почерк. С чем это связано, и как этого избежать? Письмо — сложный координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма — длительный и трудоёмкий процесс, который не всем детям даётся легко. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту, ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков (в том числе и навыка письма), а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые. Подготовка ребёнка к обучению письму должна начинаться задолго до поступления в школу. Огромная, если не ведущая роль в выполнении этой задачи принадлежит семье — ведь формирование этого навыка обусловлено многими факторами, в том числе такими, которые воздействуют на ребёнка вне стен дошкольного заведения. Кроме того, успешность работы по формированию этого навыка зависит от её систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии дошкольного учреждения и семьи. Наиболее оптимальное и удобное положение пальцев, обеспечивающий ровный и аккуратный почерк, следующие: пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным пальцами, причём большой расположен несколько выше указательного, опора — на мизинец и ребро ладони; кисть сжата таким образом, что мизинец, средний и безымянный пальцы расположены примерно перпендикулярно к краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца — примерно 1,5-2,5 см. Верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки. Кисть при письме, рисовании находится в движении, не фиксирована, локоть не отрывается от стола. Пальцы не должны сжимать пишущий предмет слишком сильно. Ребёнок сидит за столом прямо, голова (но не туловище!) слегка наклонена, ноги согнуты под прямым углом, подошва ноги всей поверхностью касается пола. Рука, не занятая письмом, лежит на столе, параллельно его краю. Она ни в коем случае не должна лежать на коленях — это приводит приподниманию плеча пишущей руки, что способствует возникновению нарушения осанки. Неправильный двигательный навык в обращении с пишущими предметами (карандаш, ручка, фломастер) ярко проявляется в рисовании или при попытке изобразить на листе бумаги фигуры типа букв. (В дальнейшем будем называть его неправильным навыком письма.) Все частные случаи неправильного навыка письма можно условно разделить на несколько видов: • Неправильное положение пальцев: например, ребёнок держит пишущий предмет «щепотью», собрав пальцы «горсточкой»; рука сжата в кулак; большой палец значительно ниже указательного или расположен перпендикулярно к нему; ручка лежит не на среднем, а на указательном пальце и др.; • Неправильное положение пальцев относительно пишущего предмета: ребёнок держит ручку слишком близко (или слишком далеко) к нижнему кончику; • Неправильное положение руки: кисть вывернута таким образом, что верхний кончик ручки направлен в сторону или от себя; кисть при письме или рисовании зависает над столом; зависает локоть; зависают локоть и кисть и др.; • Неправильное движение руки: кисть жёстко фиксирована на месте, двигаются только пальцы; локоть фиксирован на месте и др.; • Слишком сильный (чаще) или слабый (реже) нажим при письме или рисовании; • Неправильное положение тела: ребёнок принимает неудобную позу, изгибая тело в сторону; подкладывает под себя ногу; приподнимается со стула и др. Обнаружить у дошкольника неправильный навык работы с пишущим предметом, можно не только наблюдая за его изобразительной деятельностью, но в некоторых случаях при помощи специальных заданий. Провести такой контроль желательно не позднее четырёхлетнего возраста, чтобы иметь достаточно запас времени для исправления неправильно сформированного навыка перед поступлением в школу. Родителей должен насторожить такой явный признак недостаточной работы пальцев рук, как активное поворачивание листа бумаги при рисовании и закрашивании. Такие виды изобразительной деятельности, как рисование и закрашивание вырабатывают пространственную ориентацию на плоскости листа, умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев. Достигая тех же целей при помощи поворачивания листа, ребёнок лишает себя тренировки пальцев и руки, необходимой в дальнейшем для овладения письмом. Показательным является и изображение на листе слишком маленьких предметов: как правило, это свидетельствует о жёсткой фиксации кисти при _ рисовании. Этот недостаток хорошо выявляется при попытке ребёнка нарисовать одним движением окружность диаметром примерно 3 см (по образцу). Если ребёнок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует овал вместо окружности, окружность значительно меньшего диаметра, или будет рисовать эту фигуру в несколько приёмов, периодически передвигая руку. Для того чтобы правильно и своевременно воздействовать на навык письма, необходимо знать факторы, осложняющие становления этого навыка. Одним из таких факторов является недостаточный опыт работы за столом и отсутствия представления о том, как надо правильно держать карандаш или ручку. Речь идёт о недостаточном опыте изобразительной деятельности, когда неправильный навык обращения с пишущим предметом и неправильная поза ещё не закрепилась. Основной формой исправления неправильно сформированного навыка и одновременно необходимым профилактическим приёмом является систематический контроль взрослого за изобразительной деятельностью дошкольника. Чтобы ускорить процесс исправления неправильно сформированного навыка и облегчить его для ребёнка, при некоторых видах неправильного навыка можно использовать несколько несложных приёмов. Если у ребёнка отмечено неправильное положение пальцев при письме, на верхней фаланге безымянного пальца можно поставить точку шариковой ручкой или фломастером, объяснив ребёнку, что ручка должна лежать на этой точке. Точно так же, если ребёнок держит ручку слишком близко к нижнему кончику (или, наоборот, слишком высоко), можно нарисовать на ручке черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец (или не должен подниматься выше — во втором случае). Когда имеет место жёсткая фиксация кисти на плоскости листа, может помочь обведение (а затем и рисование) крупных фигур, размером примерно в одну треть листа, без отрыва руки. Для этого могут быть использованы альбомы для раскрашивания. Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из некрупных деталей. Для девочек (а возможно и для мальчиков) полезным и увлекательным занятием является рукоделие: шитьё, вышивание, вязание. Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания: к старшему дошкольному возрасту у ребёнка не должно быть затруднений в застёгивании пуговиц, завязывании шнурков на обуви, узелков на платке и др. Важно и посильное участие детей в домашних делах: сервировке стола, уборке помещений и т.д. Эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой для пальцев руки. Большим подспорьем в работе родителей является тесный контакт с воспитателем дошкольного учреждения, которое посещает ребёнок. Здесь родители узнают, какие недочёты и ошибки есть у дошкольника в различных видах ручной деятельности, а также получают квалифицированный совет по методике занятий лепкой, рисованием, аппликацией и др. Обнаружив у ребёнка неправильный навык письма, следует обратить на этот факт внимание воспитателя. Это обеспечит преемственность контроля за формированием правильного двигательного навыка в семье и дошкольном учреждении и поможет быстрее достичь желаемых результатов.

НАШ детский сад

11.03.2024